Бензин подешевеет, как в штатах?

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ под занавес года преподнесла российским нефтяным компаниям еще один неприятный сюрприз.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ под занавес года преподнесла российским нефтяным компаниям еще один неприятный сюрприз. Глава антимонопольщиков Игорь Артемьев заявил, что с учетом сложившихся нынешних цен на нефть на мировом рынке бензин Аи-95 на российских АЗС должен в среднем стоить порядка 19 рублей. Тем, кто не поймет “тонкого намека”, Артемьев пообещал штрафы.

Для российских нефтяных компаний настали сложные времена. С того момента, как на исходе лета премьер-министр РФ Владимир Путин пообещал принять в отношении ФАС кадровые решения, если антимонопольщики не добьются снижения цен на бензин внутри России, ведомство Артемьева стало для них главной головной болью. К концу года ФАС вынесла решение о штрафах крупнейших вертикально интегрированных игроков этого рынка.

Впрочем, иного трудно было ожидать. Самая характерная особенность российской нефтянки — вертикальная интегрированность компаний, когда в рамках одной “родительской” структуры объединены все производственно-сбытовые процессы: от добычи до нефтепереработки и розничной продажи, — сыграла с отечественной нефтянкой злую шутку. Вкупе с установленным правительством порядком формирования экспортной пошлины.

Как это было и чем стало? Правительство устанавливало пошлины на экспорт нефти по итогам двухмесячного мониторинга цен на мировом рынке. В условиях растущего рынка на деятельность компаний такая ситуация влияла лишь самым положительным образом. Представьте себе, вы платите государству пошлину исходя из цены барреля в 50 долларов, а продаете его тем временем за все 70. Лишний навар не лишний, его и прокрутить можно. Ведь когда речь идет о гигантских деньгах, даже неделя вложений приносит весьма приличную прибыль. Считали пошлину в Минфине, а на робкие предложения чиновников из Минэкономразвития, что надо бы пересмотреть временные параметры мониторинга, в ведомстве Кудрина резонно отвечали, что средняя цена и есть средняя цена, за какой период ее ни считай. И арифметически эта позиция была безукоризненной. А вот с позиций бизнеса оказалась очень уязвимой. Что стало ясно, когда рынок стал падать и ситуация в корне изменилась. Дело дошло до того, что пошлина по итогам двухмесячной давности мониторинга стала уже фактически превышать стоимость самого товара. И нефтяные компании начали нести убытки от экспорта.

Но у них оставался еще один источник получения прибыли — внутренний рынок страны. И убытки от экспорта они стали компенсировать розничными продажами. Благо государство само выстроило такую систему, когда не может упрекнуть нефтяников, не рискуя получить в ответ кирпичом в свой “стеклянный домик” — в стоимости каждого литра бензина, дизтоплива, авиационного керосина свыше 56% составляют отчисления в госказну.

И потому нефтяные компании, работая с подешевевшим сырьем и продавая топливо по резко упавшим оптовым ценам, до последнего держали свои позиции на фронте розницы.

Как подсчитали эксперты, сейчас маржа на розничном рынке составляет от 92 до 110% в зависимости от вида топлива. Самое рентабельное при этом не Аи-95 — а дизельное, солярка, отвечающая критериям евро. По их же расчетам, если исходить из того, что минимальная маржа на розничном рынке (когда продажа осуществляется на пределе рентабельности, но все же еще в плюс, а не в минус) составляет от 15% до 20%, то цена литра Аи-95 на АЗС может опуститься и до 16 рублей за литр. Но это только по отношению к независимым торговцам. Сети, принадлежащие крупным нефтедобывающим компаниям, сейчас держат цены на максимально возможном уровне, которые лишь снижают их убытки от экспорта.

Впрочем, особых оснований для жалости по отношению к нефтяникам нет. На протяжении ряда лет они получали сверхприбыли, и если не смогли накопить подкожный жирок, то это не наша с вами проблема. Тем более что ослабление налогового бремени с нового года должно облегчить их положение.

И в этой ситуации давление со стороны ФАС, которое впредь должно только лишь нарастать, более чем обоснованно. 16 рублей за литр Аи-95 — вполне справедливая цена при стоимости барреля Urals $32,42.

И в общем это правильно. Если не работают законы рынка, это не значит, что и государство должно бездействовать.