8591

«МК» подсчитал взятки гаишников

Дорожные милиционеры берут по негласному плану и «отстегивают» начальству
Корреспонденты «МК» выяснили, что одного сотрудника ГИБДД в России «кормят» примерно 300 водителей.
Поделиться

Российские стражи порядка людей на колесах обирали всегда. Городовые «щипали» извозчиков еще при царе. Орудовцы (сотрудники Отдела регулирования уличного движения) вовсю орудовали при Сталине. Гаишники продолжили их дело в эру кукурузы и развитого социализма. Нынче знамя порока несут в мозолистых от жезла руках их потомки — гибэдэдэшники.

Корреспонденты «МК» выяснили, что одного сотрудника ГИБДД в России «кормят» примерно 300 водителей.

Едва ли кто из российских водителей поверит в существование честных гаишников. Да и сами инспекторы ГИБДД соглашаются с тем, что принципиальных товарищей в их милицейском коллективе днем с огнем не сыщешь. «А все потому, что брать взятки нас заставляет государство. Ему это… выгодно!» — уверены стражи дорожного порядка.

Чтобы найти причины массовых поборов на дорогах, не нужно ни углубляться в историю государства Российского, ни вспоминать, что писали классики отечественной литературы на тему взяток. Ответ на вопрос «почему гаишники берут?» лежит на поверхности. Причем корыстолюбие (желание, по примеру чиновников-олигархов, кучеряво жить, прилагая минимум усилий) в расчет брать не будем. А вот отсутствие социальных льгот и гарантий (если в эпоху развитого социализма каждый гаишник мог рассчитывать и на квартиру, и на льготы по оплате «коммуналки», и на бесплатный проезд, и на отправку отпрысков в пионерлагеря, то теперь все вышеупомянутые блага или ликвидированы, или в лучшем случае монетизированы) — обязательно. Как и мизерную зарплату инспекторов, работающих на «земле» (согласитесь, что для столичного региона месячное жалованье в 13 000—14 000 рублей больше похоже на издевку). Учтем и то обстоятельство, что сама система финансирования ГИБДД заставляет инспекторов стоять на дороге с протянутой рукой (не секрет, что гаишники за свой счет заправляют и ремонтируют патрульные машины, покупают зимнюю форму, отовариваются жезлами, свистками, ручками).

Такие, брат, дела…

Нам могут возразить, что, в конце концов, отправляясь служить в Госавтоинспекцию, ребята знают и о нищенской оплате труда, и о прочих трудностях. Знают, но все равно идут. Неужто рассчитывают жить на одну зарплату? Конечно же, нет, ведь отлично понимают, что на 14 000 с небольшим рублей в месяц прокормить семью из трех человек невозможно. Значит, сознательно ломятся за длинным рублем. Будем осуждать? Отнюдь! Ведь, как показывают последние социологические исследования, народ эту — более чем сомнительную — позицию одобряет! Если верить опросам, выходит, что более половины россиян считают, что и сотрудники милиции, и врачи, и учителя, берущие мзду с сограждан, правы. Более того — поддерживают подобные действия.

Корреспонденты «МК» решили залезть в карман среднестатистического молодого гаишника, дабы свести его дебет с кредитом. Но на открытый, без маски, разговор с журналистами не согласился ни один служивый.

— Мы вам расскажем, — говорили наши собеседники, — сколько в месяц тратим (а наши расходы значительно превышают официальные доходы), но с «закрытым забралом», иначе завтра же пулей вылетим с работы…

Дела рабочие

Итак, молодой парень, имеющий за плечами высшее образование, при поступлении на службу в ГИБДД автоматически получает лейтенантские погоны. К ним прилагается должностной оклад в 2550 рублей, денежное содержание за звание 2029 рублей, плюс еще 11 972 рубля — в виде различных надбавок (от местных властей, за секретность и прочее). Вычитаем из этого подоходные налог 13% и получаем на руки 14 400 рублей 15 копеек (эти деньги, повторимся, получают стражи дорожного порядка в Москве и Подмосковье, их коллеги в других российских регионах довольствуются куда меньшими суммами). И куда, как вы думаете, понесет эти копейки служивый? В семью?

Ошибаетесь! Дело в том, что власть поставила инспекторов в такие условия, когда они сами должны обеспечивать себя рабочим инвентарем.

Ну, скажем, хорошую теплую зимнюю форму инспекторам почему-то не выдают. Ее они покупают за свой счет. Стоит одежка под 15 000 рублей и хватает ее максимум на два осенне-зимних сезона (от еженедельных стирок, дождя, снега и грязи спецовка разъедается до дыр). Летнюю форму приходится менять раз в сезон — выгорает от стирок и солнца.

Хорошо хоть стоит вдвое дешевле зимней. Обувь тоже приходится покупать за собственную копейку (около 3000 рублей), поскольку казенные берцы снашиваются буквально за месяц. Благо на обувку приходится раскошеливаться только раз в сезон.

Жезлы гаишники обновляют каждые два-три месяца, ибо обдираются. А стоят полосатые палки от 400 до 800 рублей. Металлические свистки «сгрызаются» примерно за год — а это 250 рублей.

Ничуть не лучше дела обстоят со служебным транспортом. Ремонтировать его инспекторам приходится за свои кровные. А все потому, что гонять транспорт на гувэдэшную базу — себе дороже. Хорошие спецы там давно не работают, а те слесаря, что есть, крутят гайки за гроши, а им ведь заработать хочется. Оттого и меняют хорошие агрегаты на изношенные, вместо свежего масла льют отработку… Так что случаи, когда патрульная машина после ТО ломается сразу за воротами автобазы ГУВД, увы, не редкость. Да и попасть на прием к милицейским мастерам непросто — только по предварительной записи. Короче говоря, проще и дешевле отремонтироваться в коммерческом автосервисе.

Кстати, если подсчитать, во что инспекторам обходится содержание патрульной «десятки», то в год набегает под 60 000 рублей (ремонт, запчасти, расходные материалы).

В статью расходов приплюсуем бензин. Нормы расхода топлива на смену просто смешные, поэтому инспектора докупают горючку за свои — скидываются ежесменно по 250 рублей с носа.

По самым приблизительным подсчетам, ежемесячные «рабочие» расходы инспектора составляют 8000—10 000 рублей. Но на семью денег все равно еще нет. И вот почему.

Дела порочные

Известная присказка лихих девяностых «надо делиться» в нынешние времена обрела еще большую актуальность. Причем на государственном уровне. А раз так, то и ГИБДД не собирается отставать от жирующего чиновничества, напрочь забывшего о борцах за внутреннюю безопасность страны. Наверное, догадались, что речь идет о «денежной лестнице». Это такая система, когда инспектор после каждой смены должен докладывать своему начальнику результаты работы. В переводе с «птичьего языка» сие означает — делиться с руководителем нетрудовыми доходами. Поговаривают, что сейчас план для одного инспектора составляет от 3000 до 5000 рублей в смену. Ну а уж все, что «набомбил» сверху, — так и быть, можно нести в дом. Как высоко ведет денежная лесенка — одному богу известно. Но, судя по машинам, прикидам, сотовым телефонам и костюмам самых высоких гаишных бюрократов, — очень и очень высоко.

Существует у гаишников и общак. В него вносятся деньги на откуп коллег от контролирующих структур. А «особистов» хватает: это и контрольно-профилактический отдел ГИБДД, и прокуратура, и собственная безопасность ГУВД, и инспекция по личному составу… И вот если какого-нибудь гаишника эти органы уличили во взятке, то отделаться от уголовного преследования можно опять-таки за взятку. Сумма выкупа, говорят, колеблется от 100 000 до 300 000 рублей. А в месяц одного-двух инспекторов как пить дать ловят за руку. Поэтому ежемесячные взносы в «фонд взаимовыручки» составляют по 15 000—20 000 рублей с инспекторского носа.

Дела шоферские

Хотя «делать кассу» в этом ведомстве не так уж и сложно. По большому счету даже усилий никаких прилагать не надо — инспекторские провоцирующие фразы типа «не слышу предложений» можно услышать в патрульном автомобиле все реже. Со слов служивых (и ваши корреспонденты, однажды переодевшиеся в гаишников и отстоявшие на дороге смену, их полностью подтверждают), практически каждый нарушитель, будучи пойманным с поличным, исключительно по своей инициативе, в здравом уме и трезвой памяти с ходу предлагает мзду. Простых людей, развращенных многочисленными свидетельствами беззакония российских толстосумов и власть предержащих, не смущает, что в этот момент они преступают закон. Дача взятки давно перестала в нашей стране быть поступком не только позорным, но и опасным. К тому же нарушителю все равно кому платить. Но разобраться с инспектором на месте куда проще, чем терять время в многочасовых «пробках» в банке. И значительно дешевле. А ведь человек слаб. И если на минутку забыть всю вышеизложенную арифметику, рано или поздно даже самый честный из нас не устоит перед искушением дармовщинки, если ее, как инспектору ДПС, начнут предлагать по сто раз на дню. А честно нести ответственность за содеянное у постсоветского человека кишка тонка. Да и немодно нынче быть честным. То же государство не поощряет.

Круг замыкается, и желание разорвать его у рядовых водил не возникает…

Дела семейные

Ну, а во сколько обходится молодому «гайцу» семейное счастье (предположим, что жена инспектора нянчит маленького ребенка дома, а значит, нигде не работает)?

В среднем коммунальные платежи за 2-комнатную квартиру в Москве или Московской области составляют 3000 рублей в месяц (это включая электричество, газ, телефон и прочее).

Продуктовая корзина обходится нынче дорого — килограмм мяса стоит в среднем около 250 рублей, а двум взрослым людям этой «дозы» хватит на обед да ужин. Прибавьте к мясу (рыбе, сосискам, котлетам, колбасе) гарнир — и в день на еду уходит минимум 350—400 рублей. В общем, умножаем 350 рублей на 30 дней и получим 10 500 рублей (больше, чем официальная зарплата без надбавок, которые сегодня есть, а завтра нет — ликвидированы!). И они уходят только на еду дома. А ведь если ты на работе, то питаться приходится в различных забегаловках, где комплексный обед стоит не меньше 150 рублей. Помножим на 20 рабочих дней — и вот вам еще 3000 «деревянных».

Дорога до места работы на общественном транспорте раньше для гаишников, как и для всех милиционеров, была бесплатной. Нынче льготы монетизированы, правда, «монет» едва хватает на неделю поездок в автобусах и маршрутных такси (любопытно, что добровольные народные дружинники правом бесплатного проезда почему-то обладают). Ну а если ездить на работу на авто, то при нынешних ценах на бензин в месяц требуется 4000—5000 рублей.

Забыли о ребенке. На подгузники в месяц 2000 рублей вынь да положь. Про одежду вообще говорить страшно — ползунки, башмачки, комбинезончики атомных денег стоят (минимум на одежду ребенку уходит 4000 рублей в месяц). А коли дите с грудного кормления перешло на кашки да детские пюре, то потребуется еще 3000 рублей в месяц.

Как и любая женщина, жена гаишника также требует финансовых вливаний. Крема, пудры, туши, тени, губные помады, средства для снятия макияжа, ватные тампоны, средства личной гигиены… Даже если все это экономно расходовать, в месяц будет уходить не меньше 1500 рублей. Ну а коли благоверной потребуется новое платье или там шубка к зимнему сезону, обувь, то нужно где-то изыскивать 5000—15 000 рублей.

Конечно, мы не смогли в полной мере отразить все семейные траты, ведь часто как бывает: то утюг перегорит — новый нужен, то чайник потек, то кто-то заболел и требуются лекарства… Если не брать в расчет различные форс-мажоры, а калькулировать лишь предметы первой необходимости, то для поддержания семьи на плаву инспектору ГАИ нужно минимум 25 000 рублей в месяц. Плюс служебные расходы, переложенные государством на служивых, о которых мы уже подробно говорили. Цифры, как видим, уже давно вышли за рамки официальной зарплаты.

Казнить нельзя помиловать

Но самое смешное, что инспекторы ГИБДД, вынужденно собирающие с водителей подачки, вовсе не жируют. Их «левые приработки» в итоге приносят в семью около 18 000—20 000 рублей в месяц. Если эти деньги прибавить к официальным доходам, то получаем вполне нормальную для столичного региона зарплату в 30 000—35 000 рублей. Да и сами служивые признаются, что с удовольствием проявляли в своей работе принципиальность, если бы государство им платило по «тридцатке» ежемесячно да обеспечивало в полном объеме форменной одеждой и горючкой на патрульное авто. Но этого не происходит. И, наверное, никогда не произойдет. Потому что, видать, кому-то выгодно, чтобы реальные расходы семьи инспектора ГИБДД вдвое-втрое превышали официальные доходы.

Российская власть всех уровней настолько коррумпирована, что не просто, а благосклонно закрывает глаза на разбойничье поведение всех служб, непосредственно общающихся с народом. Ведь куда проще отдать тем же гаишникам на откуп дорогу, чем тратить деньги на обеспечение цивилизованной жизни и службы человека в форме. А «сэкономленную» таким образом копеечку перевести на личный счет в офшор. Хотя все может быть и не столь примитивно. Ведь любой власти (а российской — тем более!) выгодно и даже необходимо иметь под рукой людей и структуры (особенно вооруженные), так или иначе себя запятнавшие. Опорочившими и скомпрометировавшими себя легче управлять и направлять. А в критический момент — и натравливать (разгонять, оцеплять, зачищать). А армия российских гаишников, между прочим, насчитывает около 100 000 штыков (на 30 млн. российских водителей)! Грозная в случае чего сила.

Поэтому, как нам кажется, все публичные разговоры о коррумпированности ГАИ надо раз и навсегда прекратить, делая достоянием гласности лишь совсем уж вопиющие случаи гаишного беззакония. И уж попавшихся беспредельщиков с полосатой палкой опускать по полной программе. И держать мораторий до тех пор, пока борьба с коррупцией (в первую очередь в высших властных эшелонах) не увенчается окончательным и бесповоротным успехом.

…Хотя авторы этих строк взятки на дорогах не дают никому, никогда и ни при каких условиях-обстоятельствах. Но разве кто последует нашему примеру? Да по большому счету и не надо. Ведь, как мы уже выяснили, в ГАИ идут хомячить левый и длинный рубль. И перестань мы его давать (представьте только — вся страна в едином порыве с будущего понедельника, невзирая на упущенный авиарейс в Египет, задержанные права и скоропортящиеся грузы, отказывается кормить гаишников!), пост-пикеты опустеют, сотрудники передвижных патрульных групп и регулировщики переквалифицируются в управдомов (а скорее — в бандитов). И мы лишимся Государственной инспекции безопасности дорожного движения. Мрак и хаос воцарятся на и без того обильно поливаемых кровью российских дорогах. Так что, господа хорошие, давайте признаемся, что в виде взяток мы просто-напросто платим очередной (пусть и неофициальный) налог на содержание автоинспекции. Нет первого — не будет и второй. Если, конечно, государство все-таки не проявит политической воли и не поймет, что так жить и ездить нельзя. Причем уже давно.

Редакция предложила прокомментировать материал руководителей ДОБДД МВД РФ. Увы, но тема, касающаяся непростых условий службы простых инспекторов ГИБДД, высокое гаишное начальство не заинтересовала. О чем остается только сожалеть…

АНЕКДОТ ДНЯ

Честный гаишник обращается к начальству:
— Товарищ полковник! До сих пор я мог существовать на мою зарплату, но мои дети где-то узнали, что другие дети едят каждый день…

АНЕКДОТ В ТЕМУ:

Устроился молодой парень работать в ГАИ. Месяц за зарплатой не приходит, второй, третий… Наконец его вызывает начальник и спрашивает о причинах столь странного поведения. На что слышит:
— А я думал, что жезл и пистолет дали, а дальше крутись как можешь.

Стоимость обмундирования:

Головной убор:
зима — 700,
лето — 1000.

Куртка:
зима — 2800,
лето — 1600.

Рубашка: 600.
Галстук: 300.

Жезл: 600.

Жилет (куртка) световозвращающий:
780 (1980).

Брюки:
зима — 1800,
лето — 1600.

Свисток: 250.

Обувь:
зима — 3500,
лето — 1700.