1629

Оковы тяжкие?

Преодолевать бездорожье периодически вынужден почти каждый российский автомобилист
Существует довольно много способов и приспособлений, помогающих временно повысить проходимость. Один из наиболее эффективных и при этом простых вариантов — надеть на колеса цепи противоскольжения.
Поделиться

Существует довольно много способов и приспособлений, помогающих временно повысить проходимость. Один из наиболее эффективных и при этом простых вариантов — надеть на колеса цепи противоскольжения.

Из-за чего происходит пробуксовка? Из-за того, что тяга на ведущих колесах оказывается меньше, чем сопротивление движению со стороны бездорожья. Грубо говоря, автомобиль цепляется днищем или не может преодолеть возникающую под колесами деформацию грунта. Цепь же, будучи надетой на колесо, помогает увеличить тягу благодаря увеличению коэффициента сцепления с грунтом. Особенно это заметно зимой. Так, к примеру, на занесенной дороге, когда глубина свежего снега приближается к величине дорожного просвета, моноприводной автомобиль на зимних шинах способен развить не более 200 кгс тяги. А в случае с цепями тяга способна подняться до 600 кгс, что равносильно добавлению в конструкцию авто еще одного ведущего моста. В результате проходимость поднимается более чем значительно. Проще говоря, «Волга» начинает ехать как «Нива».

Несмотря на огромный с виду ассортимент цепей в автомагазинах, все стоящие варианты сводятся к одной нехитрой металлоконструкции, которая должна охватывать с трех сторон «бублик» шины и держаться на нем за счет принудительного натяжения и силы трения. 

Самые дешевые и распространенные в продаже среди цепей — отечественные «лесенки». Они представляют собой две основные цепи, соединенные большим количеством параллельных перемычек. Последние отлично работают в снегу — подобно лопастям колесного парохода. В продаже встречаются размеры таких цепей практически на любой легковой автомобиль — от «Оки» до «Хаммера». Правда, эта конструкция имеет два врожденных недостатка. Во-первых, «лесенка» не препятствует боковому соскальзыванию при езде вдоль обледенелого склона, а во-вторых, создает ощущение езды на квадратных колесах по твердой поверхности из-за того, что во время движения колесо касается дороги то протектором, то цепью-перемычкой, над этим протектором выступающей.

 А наиболее удачная конструкция — соты. Это самые дорогие и сложные по рисунку цепи. Фактически такая цепь — это крупная сеть, состоящая из различных многоугольников. Здесь в любой фазе вращения колеса с дорогой контактирует не протектор, а металлические звенья, что хорошо для плавности хода, а за счет многоугольных фигур, образованных перемычками, цепь препятствует скольжению автомобиля во всех направлениях. Такие цепи производят как в России, так и за рубежом. При этом российские изделия существенно дешевле и, как ни странно, лучше подходят к нашим условиям эксплуатации. И дело тут даже не в прочности, а в назначении. Тонкие европейские конструкции предназначены для уверенного движения по льду альпийских серпантинов. Глубокий снег для них вторичен. А вот российские изначально предназначены для их использования в снегах, но менее подходят для быстрого движения по твердой поверхности.

Чтобы цепи работали правильно и помогали автомобилю, а не калечили его, существует несколько простых правил. Во-первых, цепи «носят» только попарно и только на ведущей оси автомобиля. А если у машины все четыре колеса ведущие? Идеальный вариант — четыре «подковы». Впрочем, это не обязательно. В большинстве случаев можно обойтись двумя. При этом их лучше надевать на переднюю ось. Однако если машина уже села и надо вы­ехать назад по своей колее, эффективнее их поставить на задние колеса. То же верно и для случаев штурма крутого холма, когда передняя ось сильно разгружается. Во-вторых, при езде на цепях важно не буксовать. Иначе гребные лопасти превратятся во фрезу и плотно усадят автомобиль на днище. Пробуксовка допустима только в случае, когда машина засела на неглубоком месте и есть шанс добуксовать до твердого грунта, зацепиться за него и выехать. В-третьих, цепь должна быть плотно натянута на колесо. Иначе она может соскочить. А потому цепи надо подбирать как можно точнее к размеру колес.

КСТАТИ СКАЗАТЬ...

Процесс надевания цепей требует аккуратности и тщательности. Цепи надо правильно расстелить и расправить перед колесами, затем наехать на них, перекинуть свободные концы вокруг колеса, застегнуть изнутри и затем снаружи, регулируя натяг и равномерность распределения. Поэтому чем выше дорожный просвет, тем удобнее. Но все равно, даже на «Ниве» на надевание пары цепей уходит порядка восьми минут. Для низеньких легковушек времени требуется вдвое больше. При этом, как правило, после нескольких метров пробега на цепях их требуется подтянуть. Только после этого они садятся как надо и гарантированно не слетают при преодолении глубокого снега. Если наружная сторона утягивается только на одно звено, внутреннюю можно не трогать, если больше — придется перецепить оба крюка.

Теперь еще одна проверка. Перед тем как ринуться на целину, надо покататься по укатанному снегу и убедиться, что цепь сидит ровно и нигде не провисает. Надо подтянуть еще? Не ленитесь! Именно поэтому цепи лучше надеть заранее, еще на хорошей дороге.