1463

Спрос падает, машины дорожают

Этот отчет Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕВ) в РФ по результатам декабрьских и годовых продаж автомобилей в России ждали с трепетом
Всем было интересно понять, как именно отреагировал наш покупатель на кризис и к каким последствиям это привело.
Поделиться

Всем было интересно понять, как именно отреагировал наш покупатель на кризис и к каким последствиям это привело.

Покупатель не подвел: он прогнозируемо вздрогнул в унисон мировой экономике. Снижение продаж последнего месяца ушедшего года составило 10%. Но это средняя цифра. И в то время, как у одних брендов случилось действительно падение, у других произошел подъем. Причем конкретно на 10% (в любую сторону) — ни у кого. Но на фоне «павшего» декабря не менее увлекательно смотрится общая статистика 2008 года. По прогнозам, мы должны были вплотную подступиться к трехмиллионному рубежу проданных иномарок, а оптимисты даже мечтательно обещали, что мы его перешагнем. Не получилось. И недобрали мы чрезвычайно много. За год в России реализовано 2 080 818 автомобилей иностранных марок. Причем в статистике потихоньку учтены Chevrolet Niva, не имеющие права называться иномарками.

Но, с другой стороны, вместе с автомобилями отечественных марок («Жигулями» и прочими «Волгами») к трем миллионам мы все же подошли: за год своих хозяев нашло около 2,9 миллиона новых автомобилей. А это повод для гордости.

И главное, что в итоге Россия выглядит заманчивым островом стабильности на фоне обще­мирового кризиса. Ведь начало 2008 года у нас случилось бурным и оптимистичным: у всех все упало, а в России рост авто­мобильного рынка составил 26%! (В абсолютных цифрах +435 688 штук по сравнению с 2007 годом.)

Но, конечно же, гораздо интересней рассматривать не все поле боя, а его отдельные участки. Например, у кого самый большой рост, а у кого самое серьезное падение? Блестящие результаты у троих: «Honda» (за год рост +131%, 89 152 проданные машины), «Peugeot» (рост +93%, 48 085 машин) и «Skoda» (+84%, 50 733 машины).

А несколько фирм итогами продаж даже развеселили профессиональных маркетологов. У бренда FIAT завидный вроде бы рост в 118%. Но в абсолютных цифрах он выглядит довольно тускло: 33 329 реализованных автомобилей. И это при наличии завода на территории РФ. Еще большее веселье вызывает достижение SEAT. Тут рост составил аж 780%! Но в абсолютных показателях вызывает уже сочувствие: 2182 проданных за весь год автомобиля.

 Однако несмотря на декабрьское снижение продаж, по итогам года все равно хорошо выглядят и привычные лидеры рынка. Первое место в абсолютном зачете у «Chevrolet» — +24% (235 466 проданных авто), второе место у «Hyundai» — +30% (192 719 штук), третье у «Toyota» — +31% (189 966 машин). Всерьез обрусевший «Ford» на четвертом месте: +6% (186 828 автомобилей), а следом за ним «Nissan» — +26% (146 547 штук).

Чрезвычайно интересной получилась статистика у «Volvo», ставшей в прошлом году лидером премиум-сегмента. Прирост — 0%. Продан 21 041 автомобиль (в 2007-м — 21 077). Хуже всего дела пошли у продавцов китайских автомобилей. «Chery» упала на –58% и закончила год с достижением в 15 728 реализованных автомобилей. Хорошо, что кризис образумил людей и тем самым многим спас жизнь. Ушла с рынка никому не нужная фирма «Hafei», сильно подорвано «здоровье» у иранского IKCO: –58% с результатом 2007 автомобилей. Завалить Россию дешевыми автомобилями почти представительского класса высочайшего качества сборки у иранцев так и не получилось. И на этом фоне настораживающе выглядит итоговая позиция китайского BYD: +108% и 5341 проданное авто. Чем и о чем думают их покупатели?

Но одно дело весь бренд целиком, а другое — конкретные лидеры продаж. Пятерка сильнейших, то есть самых любимых в народе автомобилей, выглядит так: Ford Focus (93 496 шт., –4%), Chevrolet Lacetti (81 656 шт., +101%), Renault Logan (74 300 шт., +10%), Hyundai Accent (66 378 шт., +24%), Toyota Corolla (63 986 шт., +64%). Из этой пятерки лишь Toyota привозная. Остальные — отечественной сборки.

КСТАТИ СКАЗАТЬ...

Интересно, что все предыдущие годы АЕВ занималась лишь статистикой и редкими протокольными мероприятиями, ведя в основном тихую бумажную жизнь и старательно проверяя достоверность заявленных брендами показателей.

Но теперь, когда в мире неспокойно, Комитет автопроизводителей АЕВ попытается стать влиятельной организацией с громким голосом. И для начала направил обращение к российскому правительству с предложением пересмотреть решение о повышении таможенных пошлин на автомобили иностранного производства в России. По мнению генерального директора ассоциации Франка Шауффа, такая мера не может способствовать выходу из экономического кризиса, а лишь усугубляет положение страны. «Диалог с правительством по отмене новых пошлин на импортные автомобили — задача номер один на 2009 год», — заявил вице-председатель Комитета автопроизводителей АЕВ Мартин Ян.