“Cвиней” заставят уважать “зебру”

Хамоватые водители, кажется, доездились: вчера Госдума обсуждала законопроект, по которому в 10 раз увеличивается штраф за “непредоставление преимущества пешеходам” на переходах. Стоит отметить, что этот вид нарушения ПДД особенно распространен в Москве.

Хамоватые водители, кажется, доездились: вчера Госдума обсуждала законопроект, по которому в 10 раз увеличивается штраф за “непредоставление преимущества пешеходам” на переходах. Стоит отметить, что этот вид нарушения ПДД особенно распространен в Москве.

Видимо, страховым компаниям надоело оплачивать возмещение ущерба здоровью — автором проекта стал глава Российского союза страховщиков депутат Александр Коваль. В пояснительной записке приводится убойная и в прямом, и в переносном смысле статистика. В первой половине 2008 года в стране было зарегистрировано 35 023 наезда на пешехода (38,7% всех ДТП). Каждый шестой наезд произошел на переходе, причем в 80% случаев виноват водитель.

Показатель тяжести последствий (есть и такой) в России — 6 погибших на 100 пострадавших. Для сравнения: в США он составляет 2, а в Европе — 4 погибших на 100 пострадавших.

Сейчас Кодекс об административных правонарушениях грозит водителям-хамам предупреждением или мизерным 100-рублевым штрафом. А когда принятый вчера в 1-м чтении законопроект вступит в силу, наказание останется одно: 1000 рублей. Одновременно предлагается поднять со 100 до 500 руб. штраф за незаконную перевозку детей без специальных удерживающих устройств.

Депутаты с автором законопроекта согласились, понимающе вздохнув. “В России смертельно опасно быть пешеходом, а в Европе пешеход — господин на дороге!” — заявила депутат Татьяна Яковлева. Она считает, что “теперь главное — обеспечить неотвратимость наказания”. В кулуарах тем временем говорили, что “может быть, гаишники наконец станут следить за переходами, а то избаловались, из-за 100 рублей им возиться не хочется…”

А вот зампред Комитета по безопасности Геннадий Гудков честно признался, что сам начал уступать дорогу пешеходам, лишь впервые побывав в Европе. И отношение к проекту у него “двойственное”. С одной стороны — конечно, неправильно сидеть и ждать, пока российские водители наберутся культуры. С другой — его “смущает повышение штрафов сразу в 10 раз”.

Правительство же закон поддержало. Комитет по конституционному законодательству — тоже. Признав установленные сейчас наказания “неадекватными степени общественной опасности” таких правонарушений. Первый зампред комитета Александр Москалец сообщил “МК”, что ко 2-му чтению, видимо, до 500 рублей будут подняты и штрафы за незаконную перевозку людей вне кабины, например, на грузовых прицепах. Он предположил, что затягивать с принятием нужного закона Дума не будет.

Марина ОЗЕРОВА.

ЦИФРА ДНЯ

6200 наездов на пешеходов произошло в Москве в 2008 году. В целом в стране за год под колеса авто попали 82 508 человек.

Аккуратнее всего стоит переходить улицу в городах и поселках Кировской области — здесь за год были побиты все рекорды и по числу наездов на пешеходов. Каждый шестой наезд на пешехода совершается на переходе. В 4 случаях из 5 в таких ДТП виноваты водители. Но в целом количество наездов постепенно снижается.

Доля наездов на пешеходов в общем количестве ДТП

2000 48,6%
2004 43,5%
2005 41,3%
2006 40,4%
2007 38%
2008 37,8%

ЭКСПЕРИМЕНТ “МК”


МОСКОВСКИЕ ВОДИТЕЛИ ВЕДУТ СЕБЯ СТАДНО

Чтобы проверить, насколько сейчас страшен для пешеходов человек за рулем, корреспондент “МК” вышел на “зебру” и стал считать вежливых водителей, которые уступали ему дорогу. Их оказалось на удивление не так уж мало. А попутно удалось вывести “стадную” закономерность: если московские водители уступают дорогу — так все скопом. И так же — все скопом — едут на пешехода.

Разгар дня, Шмитовский проезд, оживленное движение. Едва я ступил на “зебру”, как “Мерседес” в 50—70 метрах от меня начал притормаживать. Уступила мне и маршрутная “Газель”. Вежливый водитель (наверняка приезжий) даже знак подал: мол, иди! А вот “Жигули” 7-й модели разочаровали. Водитель как ехал, так и едет — будто не видит пешехода на “зебре”. Он даже не вильнул. Девушка же на иномарке — улыбнулась и пропустила.

Пройдя переход до конца, я начал переходить дорогу в другую сторону. И обратил внимание на закономерность. Если меня пропускают, то пропускают, как правило, все едущие к переходу машины. И если “хамят”, то тоже все.

Далее условия эксперимента стали жестче — я пошел через дорогу в неположенном месте. И опять тот же “закон стаи”. То поголовно уступают (даже улыбаются), то прут как танки.

А в целом за время нашего пешеходного теста выяснилось, что: уступают дорогу пешеходу примерно в 50% случаев, причем все категории автовладельцев. И водители престижных иномарок, и владельцы “Жигулей”, и маршрутки. Но владельцы иномарок все же чаще проявляют вежливость, особенно дисциплинированны почему-то автолюбители на “японках”.

Дмитрий КАФАНОВ.

Уступаете ли вы дорогу пешеходам? (опрос на сайте “МК”)

да, всегда — 32%
по возможности (иногда) — 60%
никогда — 8%