“Запор” не прошел

Все последнее время наша страна жила так хорошо, что народ потреблял новые иномарки миллионами. Что ни год, то рекорд продаж.

Все последнее время наша страна жила так хорошо, что народ потреблял новые иномарки миллионами. Что ни год, то рекорд продаж. Даже сейчас, под занавес благоденствия, мы все равно вышли на второе место в Европе, вперед пропустив лишь Германию.

При этом в абсолюте мы купили 2 080 818 автомобилей иностранных марок. Да и в предыдущем году подошли к вопросу собственной автомобилизации с не меньшим размахом, освоив 1 645 130 новеньких иномарок. И до этого несколько лет тоже не стеснялись.

В итоге многим начало казаться, что уже все стало хорошо и каждый, кто хотел, приличную машину купил, а Россия в целом стала страной новых иномарок. И глядя на транспортный поток крупных городов, для такого ощущения оснований действительно много.

В действительности же все выглядит иначе. По статистике, 62% автопарка России — это автомобили в возрасте от 10 до 20 лет. То есть, как мы ни старались, а до сих пор в массе своей ездим на старье. При этом до иномарочного затмения нам тоже далеко. 45% автомобилей страны — это “Жигули”. Такого тотального перевеса нет больше ни у одного бренда.
На втором месте в рейтинге массовости стоит Toyota, но с показателем всего в 7,5%. Эти цифры даже сравнивать неприлично. То есть “Жигули” у нас везде, а Toyota кое-где. Но и третье-четвертое места в России тоже за русскими машинами.

До Toyota дотянулась “Волга” с достижением в 5,6% рынка, а после нее за Родину стойко борется давно исчезнувший “Москвич”. И хотя при жизни это была очень ненадежная машина, с течением лет оказалось, что даже в полумертвом состоянии она еще ползает и в целом чрезвычайно живуча. Доля “Москвича” в автопарке страны до сих пор составляет 4,7%. На ступеньку ниже расположился Nissan. У него ровно 3% автопарка России. А что совсем парадоксально, так это присутствие в данном рейтинге еще одного “покойника”, оставшегося как недобрая память о Советском Союзе, мучителя советских людей по имени “Запорожец”. Тихо распространившись по окраинам, это невыносимое изделие все еще удерживает в своих недружелюбных оковах 2,7% автопарка страны. Почти столько же составляет доля “УАЗа” — 2,5%. Но “УАЗ” при этом хоть приносит пользу, и до сих пор есть регионы, где именно он является единственным транспортным средством для населения, даже несмотря на попытки иностранных внедорожников перебежать ему дорогу.

Ну а все, кто ниже этих показателей, — растущие и находящиеся в постоянном и многолетнем развитии иностранные бренды. Эксперты полагают, что поскольку разработка новых отечественных моделей на предприятиях российского автопрома уже практически не ведется, их место на заводских конвейерах планомерно займут иномарки. Посему совсем скоро, к 2012 году, даже несмотря на мировой кризис, доля иномарок в России увеличится с 35% до 50% и наши традиционные и повсеместные “Жигули” начнут всерьез уступать место.

Кстати, по статистике, которая знает далеко не все и считает живыми машинами все, поставленные на учет, сегодня в России 32 миллиона автомобилей. Ежегодный прирост, даже вопреки кризису и проблемам, составляет 4—5% ежегодно, и в ближайшие пять лет количество машин у нас вырастет до 39 миллионов единиц.