Канистра бензина — лучший подарок на 8 марта?

За неделю московские заправки скинули цены на совершенно “скандальную” сумму — в среднем на 10 копеек. Впрочем, как и неделей ранее. При этом за последний месяц в стране оптовые цены на популярный АИ-92 выросли на 45%!

За неделю московские заправки скинули цены на совершенно “скандальную” сумму — в среднем на 10 копеек. Впрочем, как и неделей ранее. При этом за последний месяц в стране оптовые цены на популярный АИ-92 выросли на 45%!

По данным Московской топливной ассоциации, за неделю дизельное топливо подешевело на 15 копеек, 95-й бензин — на 7. Хороший подарок мужчинам-автолюбителям на 23 февраля?! Столичные гаишники признают, что с началом кризиса машин в Первопрестольной стало меньше примерно на 20%.

Но в российской оптовой торговле топливом цены не только не падают — они растут резвее молодого бамбука и уже достигли практически ноябрьских значений. В последний месяц осени, напомним, оптовые цены на нефтепродукты только начали сжиматься в соответствии с мировой конъюнктурой. За следующие два месяца они усохли минимум на треть по отношению к октябрю. И тут, вопреки всякой логике, вновь пошли в рост. Пессимисты в панике (вдруг и розница начнет дорожать). Оптимисты рады отсутствию ежегодных мартовских мук с подарком любимой. Полный бак и мимоза!

ЭКСПЕРТ “МК”

Павел СТРОКОВ, аналитик нефтяной отрасли:

— У роста оптовых цен на нефтепродукты в январе-феврале есть три причины, однозначно связанные только с нашим, внутренним рынком нефтепродуктов. Первая (хоть ФАС это и отрицает) — снижение экспортных пошлин. Если экспорт стал выгоднее, то торгующие организации сразу пытаются сделать внутренние цены равновыгодными.

Формула расчета приведенной цены: из мировой котировки надо вычесть стоимости перевозки товара, фрахта, пошлины. Раз одна составляющая стала ниже, то приведенная цена должна вырасти — ведь продавцы трепетно следят за ситуацией в мире.

Во-вторых, ситуация на внутреннем рынке нефти. Поставщики стали придерживать продукт, покупатели, напротив, хотели приобрести его по старой цене. Возник условный дефицит на свободном рынке нефтепродуктов, также создавший предпосылки к росту цены. “Условный” потому, что потенциально товар на рынке был.

В-третьих, девальвация рубля. Все компании рассчитывают приведенную внутреннюю стоимость нефтепродуктов в долларах (так она котируется на рынке мировом), а потом умножают на курс доллара.

Исполнительный директор Московского топливного союза Григорий Сергиенко констатирует: “В сравнении с аналогичным периодом 2008 года количество заправок автомобилей и объемов продаж топлива уменьшилось оценочно на 12—14%. Особенно снижение потребления наблюдается по корпоративным клиентам — это, например, стройки, крупные автохозяйства”. В беседе с “МК” Сергиенко отметил: снижавшиеся с начала августа 2008 г. розничные цены стабилизировались на фоне роста оптовых.

Снижение спроса должно повлечь за собой уменьшение цены. Топливо — не тот продукт, которым можно затоваривать условные склады и ждать лучших времен. Сергиенко уверен: в течение марта розничные цены должны остаться стабильными с незначительными колебаниями в сторону снижения.