Недетские игры на дорогах

Минобрнауки подвело итоги статистики дорожно-транспортных происшествий с участием детей за 2008 год. Она оказались ошеломляющими: российские дети ведут себя на дорогах все более осмотрительно, а взрослые – все более безответственно. Несовершеннолетних виновников ДТП с летальными исходами и тяжкими травмами становится все меньше, а великовозрастных – все больше!

Минобрнауки подвело итоги статистики дорожно-транспортных происшествий с участием детей за 2008 год. Она оказались ошеломляющими: российские дети ведут себя на дорогах все более осмотрительно, а взрослые – все более безответственно. Несовершеннолетних виновников ДТП с летальными исходами и тяжкими травмами становится все меньше, а великовозрастных – все больше!

На первый взгляд, статистика детской смертности и травматизма в результате ДТП выглядит обнадеживающее: за последние пять лет, сообщила директор министерского департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Алина Левитская, детская смертность на российских дорогах снизилась чуть ли не на треть. Действительно, в 2003 году жертвами дорожно-транспортных происшествий стали 1561 детей, а в 2008-м --1018. Однако никаких причин для радости это не дает: ситуация на наших дорогах остается критической.

Каждое десятое ДТП в стране происходит с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет - в 2008 году, например, таких набралось около 22 тыс. Ранения различной степени тяжести только за последний год получили почти 23 тыс. несовершеннолетних участников движения, а более 1 тыс. детей погибли. Это, если вдуматься страшная цифра: две полноценные школы в полном составе — с 1-го по 11-й классы. Нетрудно догадаться, сколько было бы шуму, погибни они все вместе. А по поодиночке тот же скорбный список воспринимается без эмоций, как чисто статистический факт – чего мол в трафике ни случается… Между тем повод ужасаться есть: по данным все той же статистики, виновниками серьезных ДТП, включая автоаварии с гибелью и серьезными увечьями несовершеннолетних, все реже становятся дети до 16 лет и все чаще взрослые дяди и тети.

За последние годы, сообщила Левитская, количество ДТП, произошедших по вине детей, снизилось на 29,9% (в то время как общее количество ДТП с участием детей по сравнению с 2007 годом уменьшилось всего на 7,9%, а количество погибших детей на 8,8%). Несомненный успех на «детском фронте» войны на дорогах в Минобрнауки объясняют работой, «которую мы проводим в школах в рамках Федеральной Целевой Программы Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годы». Это и в самом деле так: чиновникам удалось не засушить изучение правил дорожного движения, а сделать интересным для детей, преобразовав в игровые соревнования и конкурсы. (Например, всероссийский чемпионат юношеских автошкол по автомногоборью; автопробег по местам боевой славы для учащихся юношеских автошкол; всероссийский конкурс-фестиваль Юных инспекторов движения «Безопасное колесо» или всероссийский конкурс школьников по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Дорога без опасности»). Участие в этих «мероприятиях» приняли все регионы страны, и результат, по словам Левитской, не замедлил сказаться: число погибших детей-пешеходов по сравнению с 2007 годом сократилось на 13,5%, а несовершеннолетних велосипедистов - на 19,5%.

Однако школьники на дорогах оказались ответственнее своих мам и пап. Те, как подтверждают данные ДТП, как нарушали правила дорожного движения, так и нарушают. Причем делают это даже чаще, чем прежде. В последнее время, констатировала Левитская, «зафиксирован рост числа детей, погибших на пешеходных переходах, что говорит о вине водителей. Также растет число детей, погибших из-за того, что они не были пристегнуты ремнями безопасности». Таким образом, подчеркнула она, гибель детей на дорогах все в большей степени лежит на совести взрослых участников движения. Так, в 2008 году 517 из 1018 погибших в результате ДТП детей участвовали в дорожном движении в роли пассажиров. Всего же по вине водителей в 2008 году погибло 886 несовершеннолетних – более 87% детских жертв большой войны на российских дорогах.