2333

Хозяин прав всегда не прав

Норма возмещения вреда невиновным водителем виновному пешеходу противоречит Конституции РФ
Пешеход, как известно, на дороге всегда прав. Даже когда мертв. Причем и в том случае, если гибнет под чужими колесами исключительно по своей вине. И водителю, увы, не отвертеться ни под каким соусом.
Поделиться

Пешеход, как известно, на дороге всегда прав. Даже когда мертв. Причем и в том случае, если гибнет под чужими колесами исключительно по своей вине. И водителю, увы, не отвертеться ни под каким соусом. Он, бедолага, если и не загремит на нары, то долгие годы будет прозябать в нищете.

Потому как по собственной дури угодивший под колеса гражданин (или наследники бесславно усопшего) обдерет его как липку. Так уж устроены наши законы. Они защищают даже самого незаконопослушного пешехода. А самого законопослушного водителя всегда делают крайним! О равной ответственности моторизованных и безлошадных участников дорожного движения за создание аварийной ситуации речи почему-то в наших правовых актах не идет. Совсем.

Ты виноват уж тем, что выехал на дорогу

И принятая не так давно Госдумой в первом чтении поправка в КоАП РФ, ужесточающая наказание для автовладельцев, не уступивших пешеходу дорогу на “зебре”, — очередной тому пример. О пешеходе, бездумно и нагло прущем на запрещающий сигнал светофора; безбашенно начинающем движение и совершающем маневры, не убедившись в их безопасности для остальных участников трафика (что для автомобилиста является обязаловкой), в очередном антишоферском законопроекте — ни слова. Между тем из 82 508 прошлогодних ДТП, связанных с наездами на пешеходов, 38 858 произошло исключительно по вине последних! Представьте себе — почти в 50% подобных аварий виноваты безлошадные граждане, но на это никто не обращает внимания.

Вот, например, в апреле 2001 года некто Шматко О.В. в неустановленном месте в темное время суток в нетрезвом состоянии пересекал Ярославское шоссе. Разумеется, был сбит. Водителем, ни на йоту не отступавшим от норм дорожных законов. Кругом виноватый Шматко выжил. Долго лечился, сел (по своей, подчеркну еще раз, пьяной воле) на инвалидность, утратил заработок. И не так давно... отсудил у ни в чем не повинного водителя около миллиона рублей. За вынужденный, так сказать, пьяный простой в течение всех этих лет. Причем несчастный автолюбитель кроме указанной суммы будет до конца дней гр-на Шматко выплачивать этому “калеке по собственному желанию” ежемесячно по 9000 “деревянных” (причем с индексацией МРОТ, пенсий и других социальных выплат эта сумма может расти). Ну с какой, скажите на милость, стати? Где тут логика и смысл?

Пьяный, помятый, но невиноватый

Только в том, что ст. 1079 и ст. 1100 ГК РФ обязывают владельца источника повышенной опасности возмещать причиненный подобным Шматко вред вне зависимости от своей вины? В прошлом году пешеходов, раненных и погибших по своей вине, набралось у нас в стране более 40 000. А значит, столько же честных, совершенно невиновных в наезде, но моторизованных граждан если и не сели, то перевели свои ни в чем не повинные семьи на голодный паек.

Перевели, перевели, не сомневайтесь! Ведь следствие, как правило, не особо заморачивается защитой невиновного водителя. И установив, что тот в аварии не виноват, в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела забывает указать виновника трагедии — пешехода. Юридический казус, позволяющий недоумку, пересекавшему в дождливую ночную погоду, скажем, МКАД и, разумеется, очнувшемуся на больничной койке, слупить с честного человека гораздо большую сумму. Ведь коли вина пострадавшего в ДТП не установлена, то и не учитывается. А значит — ст. 1079 ГК РФ. И как заявил вашему корреспонденту в неофициальной беседе один из служителей Фемиды, российские судьи убогих и увечных (а я бы в контексте статьи добавил — тупых и наглых) всегда жалеют. И дерут со здоровых и умных по полной программе. Недавно в одном из столичных судов в пользу родственников погибшего нарушителя ПДД с чтящего правила автолюбителя взыскали 150 000 рублей только за причиненный моральный вред. Хотя по закону при назначении наказания должна учитываться вина обеих сторон. Ну, или хотя бы степень вины владельца источника повышенной опасности. В нашем случае не виноватого вовсе.

О вреде непреодолимой силы

Хотя вот что любопытно. Та же статья 1079 освобождает владельца источника повышенной опасности от обязанности возмещать вред, причиненный источником повышенной опасности, если он докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Но наши суды в подобных ситуациях отчего-то считают непреодолимой силой только цунами в средней полосе, а умыслом — лишь желание гражданина покончить с собой.

А ведь еще до 1995 года, как наследство от приснопамятного СССР, существовала в Гражданском кодексе статья, защищающая правильного водилу от неправильного пешехода. Согласно ей, если грубая неосторожность пострадавшего (в социально защищенную эпоху под этим понималось и состояние опьянения) способствовала возникновению или увеличению вреда, то это обстоятельство могло явиться основанием даже для отказа в возмещении любого ущерба прыгнувшему под колеса. Но те времена, увы, давно канули в Лету.

Штраф — лучшее лекарство

Сегодня с точки зрения уголовного права против пешехода направлена только одна статья УК РФ — 268. По ней безлошадного гражданина привлекают к ответственности, только если по причине его поведения в аварии погибли или тяжело пострадали люди. Но подобные дела у нас откровенно экзотичны, а осужденные по ним отделываются условным наказанием.

Отстоять свои нарушенные пешеходом права водитель вроде бы может в порядке гражданского судопроизводства — с помощью ст. 1064 ГК РФ потребовать с бросившегося под его колеса недоумка возместить причиненный вред. Но это будет как минимум встречный иск (пресловутая ст. 1079), а как максимум — многолетние судебные тяжбы (тоже, кстати сказать, крайне редкие в отечественной судебной практике) с копеечным, а чаще нулевым результатом.

Что же касается административной ответственности... Максимальный штраф, который может сегодня заработать пешеход, плюющий на ПДД, — жалкие 300 рублей. И если уж высокопоставленные гаишные чиновники утверждают, что ужесточение наказаний для водителей привело к сокращению дорожных правонарушений, то, значит, точно такого же эффекта можно добиться и приструнив пешеходов (по вине которых, между прочим, в стране происходит без малого аж 20% всех ДТП). А поскольку для последних, как мы выяснили, не найти такого жупела, коим является лишение прав для первых, то и наказывать их надо гораздо строже. Переходишь дорогу на красный свет? Выложи 5000 рубликов. В неположенном месте? Заплати в бюджет 10 000. Идешь по проезжей части? Гони ту же десятку. Треплешься при переходе дороги по мобиле? Раскошелься на 3000 рублей. А уж стал виновником аварии — будь любезен провести пару лет в колонии и компенсируй причиненный водителю моральный и материальный вред. При подобных расценках гайцы и судебные приставы быстренько призовут к порядку и эту категорию своих подопечных.

Или к концу этого года очередные 6000 трупов “самоубийц поневоле” украсят и без того траурный пейзаж российских дорог.

Когда материал был готов к печати, стало известно, что ГИБДД предложила ужесточить наказание для пешеходов. Первый замначальника ДОБДД МВД РФ Владимир Кузин заявил, что строительство различных ограждений и барьеров не может решить вопрос безопасности людей, поскольку те “бегают, как зайцы”.