“ВАЗу” опять не везет

Главный автозавод страны продолжает лихорадить, несмотря на беспрецедентную поддержку со стороны государства. Это временные трудности или путь к краху?

Главный автозавод страны продолжает лихорадить, несмотря на беспрецедентную поддержку со стороны государства. Это временные трудности или путь к краху?

Сегодня утром стало известно, что тольяттинский автогигант опять не сможет запустить свой главный конвейер, остановленный накануне. Напомним, что вчера заводу пришлось остановить часть линий из-за проблем с комплектующими, поставляемыми предприятиями группы компаний "СОК". Данная группа объединяет жизненно важных для “АвтоВАЗа“ поставщиков.

“В настоящее время часть автомобилей сходит с конвейера недоукомплектованными", - сообщила вазовская пресс-служба. Вместе с тем, ни один некомплектный автомобиль не выходит за пределы завода. Отгрузка будет возможна только после установки недостающих частей и прохождения службы контроля качества и испытаний.

Это уже второй в нынешнем году случай остановки мощностей завода на Волге. В начале февраля заводу пришлось остановить конвейер по той же причине. Суть претензий поставщиков проста. Они хотят получать “живые” деньги за свою продукцию. Проблема состоит в том, что около 70% закупок с февраля "АвтоВАЗ" оплачивает своими векселями и векселями банков-партнеров. И лишь 30% расчетов являются денежными.

"Рабочие первой смены вышли на работу, но пока запуск главного конвейера откладывается. Срок запуска не определен. Переговоры о возобновлении поставок продолжаются", - описывает текущую ситуацию официальный представитель компании.

Недостаток наличности у “ВАЗа” не является случайным. Продажи тольяттинских авто упали в 2008 году на 6% до 622 тысяч единиц. А в январе нынешнего года они и вовсе рухнули почти на 40% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

Руководство компании и само признает наличие проблемы. Так, когда в феврале она обратилась к государству за гарантиями по кредитам на сумму 10 миллиардов рублей, руководитель “ВАЗа” Борис Алешин сказал, что компания намерена обратиться за кредитами в государственные банки, а полученные средства пойдут на погашение долга перед поставщиками. На 18 февраля завод был должен поставщикам 15 миллиардов рублей.

При этом ситуация с занятостью на производстве продолжает оставаться очень сложной.
Порядка 12 тысяч человек остаются в простое, а еще более 3 тысяч планируется сократить. Об этом сообщила в среду глава Минздравсоцразвития РФ Татьяна Голикова.

Вместе с тем, пока рановато хоронить предприятие, самочувствие которого оказывает влияние на жизнь, как минимум, целого региона России. Драконовские пошлины на подержанные иномарки уже дают о себе знать. Экспорт подержанных автомобилей из Японии в Россию в минувшем январе снизился на 91,4% по сравнению с тем же месяцем прошлого года. Эксперты ожидают, что продажи иномарок в России к лету упадут в 2-3 раза. Все это предвещает скорое повышение спроса на изделия родного автопрома.

Помимо этого "АвтоВАЗу" повезло попасть в “белый список” отечественных автопроизводителей кредиты на продукцию которых будут субсидироваться государством. В список попал весь модельный ряд тольяттинского завода и его дочерних предприятий. Субсидироваться будут "классика", "Лада-Самара", "десятое" семейство, Priora и Kalina и остальные модели. Это также обещает рост продаж.
Ну и наконец, государство пообещало, что будет закупать отечественные авто для собственных нужд. Вазовские изделия опять-таки в числе основных претендентов. Все это должно помочь предприятию остаться на плаву в кризисные времена.