Наша Russia

Еще как нужны! Удивительно, но, невзирая на все потуги зарубежных производителей, одним из самых популярных и востребованных на рынке «снежиков» у нас остается «Буран».

Еще как нужны! Удивительно, но, невзирая на все потуги зарубежных производителей, одним из самых популярных и востребованных на рынке «снежиков» у нас остается «Буран».

Для многих соотечественников «Буран» давно стал синонимом слова «снегоход». Подумать страшно, но первый «Буран» сошел с конвейера НПО «Сатурн» (ранее — «Рыбинские моторы») аж в 1971 году. За 37 лет этих аппаратов наштамповали без малого 280 000 штук. И до сих пор штампуют. Формально производством «Буранов» сейчас занимается не сам «Сатурн», а его дочерняя компания «Русская механика».

Принципиально современный «Буран» ничем не отличается от машин, выпущенных в Советском Союзе. Эргономика водительского места — спасибо, что не на гвоздях сидим, ну а к остальному привыкаешь. Управляемость — да вы шутите, при благоприятных обстоятельствах двигаемся в нужном направлении и тому рады. Динамика? Здоровый цинизм никому еще не вредил, только не надо забывать, что «Буран» способен подменить сломавшийся лесовоз на вырубке просеки в тайге. Надежность — отменная. Если возьмете с собой небольшой комплект запасных частей, то из кругосветного путешествия вернетесь своим ходом точно. Проходимость — о ней слагают легенды. Две гусеницы общей шириной 780 мм и одна лыжа — в прямом смысле слова незарываемая конструкция.

В зависимости от модификации стоимость «Бурана» сегодня варьируется в диапазоне от 125 000 до 140 000 рублей. Другими словами, по ценовому критерию из зарубежных аналогов к «Бурану» в одноклас­сники можно записать, пожалуй, только Yamaha Bravo, в базовой комплектации оценивающийся в 140 000 целковых. Правда, на «японце» стоит «двухтактник» объемом 249 см3, тогда как у «Бурана» двухтактный мотор обладает объемом в 640 «кубиков». К тому же ширина трака у Bravo равна 380 мм.

В этом году впервые за все время существования «Бурана» его отважились подверг­нуть серьезной модернизации, установив взамен «родного» 34-сильного мотора РМЗ-640 четырехтактную силовую установку американской компании «Briggs&Stratton» модели Vanguard мощностью в 22 «лошадки». Какие плюсы в новом двигателе? Меньше шума при работе, вместо 25 л на «сотню» пробега ему нужно 15 л, ресурс низкооборотистого «четырехтактника» в разы превышает «живучесть» двухтактного агрегата. С новым «движком» «Буран» теряет в общей массе почти 10 кг. Да, максимальная скорость падает с 60 до 50 км/ч. Но те, кто приобретает «Буран» (охотники, рыболовы, жители Крайнего Севера), редко ездят на нем со скоростью свыше 40–50 км/ч. Ведь снегоход данного класса покупают не для развлечений, а для выполнения четко определенных утилитарных дел.

На премьерной тест-сессии опытной модели «Бурана» с американским двигателем первое, на что обращаешь внимание, — это обновленная передняя часть. Аппарат не стал красивей или современней. Скажем так: внешний вид стал более понятным. Следующий приятный момент: помимо электрического стартера у мотора Briggs&Stratton имеется в наличии ручной стартер. При запуске двигателя при минус 30 (неважно какого — двух- или четырехтактного) как-то спокойней на душе от того, что рядом есть паяльная лампа и ручной стартер. К сожалению, как точно поведет себя Briggs&Stratton в жестких зимних условиях эксплуатации на сноумобилях, достоверно пока неизвестно. Правда, те, кто имел опыт общения с моторами Briggs&Stratton, эксплуатируя ручные снегоуборочные мотоблоки, говорят, что аппараты заводятся в любой мороз, даже после длительного простоя.

Зато во время теста стало абсолютно очевидно, что по силе тяги на «низах» «четырехтактник» обыграет двухтактный РМЗ-640 по всем статьям. Правда, у Briggs&Stratton график крутящего момента напоминает баллистическую траекторию. «Полка» по максимуму крутящего момента практически отсутствует, не «дизель» все-таки. Так что для того, чтобы поддерживать хороший ход снегохода, нет смысла крутить мотор до звона. Вывели двигатель на оптимальные 2600–2800 оборотов — и с натягом тихо едем почти в любом направлении.

Изначально предполагалось, что стоимость «Бурана» с новым двигателем должна составить 150 000 рублей.

К сожалению, финансовый кризис наверняка внесет коррективы в эти планы. Сегодня вообще большой вопрос, появится ли в 2009 году модернизированный «Буран» в продаже. Между тем, невзирая на кризис и вспыхнувшие нешуточные споры вокруг целесообразности установки мотора Briggs&Stratton, многие «бурановоды» уже сейчас готовы потратить свои кровные хотя бы просто ради эксперимента. Надоело, знаете ли, ездить на технике 30-летней давности.