Поправка на ветер

Считается, что с их появлением Россия сделала еще один шаг к цивилизованному рынку автострахования. Однако оглушительных рукоплесканий по этому поводу не слышно ни со стороны автовладельцев, ни из лагеря автостраховщиков.

Считается, что с их появлением Россия сделала еще один шаг к цивилизованному рынку автострахования. Однако оглушительных рукоплесканий по этому поводу не слышно ни со стороны автовладельцев, ни из лагеря автостраховщиков.

С гражданами все понятно: пока в массовом порядке не прочувствуем — говорить не о чем. От страховщиков тоже ничего оригинального не услышать. Поправки грозят ростом выплат по страховым случаям, а любая страховая компания, как и любая коммерческая структура, создается исключительно для зарабатывания денег, а не для раздачи их клиентам. Итак, что же мы имеем сейчас, после введения поправок?

Казалось бы, поправки позволят многим аварийщикам оформлять свои отношения без участия милиции, не создавая «пробок» на улицах и очередей в группах разбора. Как бы не так! В реальности оформить по упрощенной процедуре можно будет очень небольшую часть ДТП. Тому причиной — целый ряд ограничений, установленных как правилами страхования, так и специальным соглашением между страховыми компаниями.

Теория (поправки) гласит, что с начала марта упрощенным порядком оформления можно воспользоваться, если в ДТП участвовали только два транспортных средства, при этом вред причинен лишь имуществу, а у участников ДТП нет разногласий по обстоятельствам причинения вреда, его характеру и видимым повреждениям. Коли все три условия соблюдены, то происшествие может быть оформлено по упрощенной процедуре (без вызова сотрудников ГИБДД). Все обстоятельства аварии фиксируются в бланках извещений, которые выдаются вместе с полисами ОСАГО и подписываются обоими участниками. Еще одно ограничение «упрощенки»: вне зависимости от размера ущерба сумма выплаты не может быть более 25 000 рублей. Если страхователь хочет получить со страховщика большую сумму ущерба, об упрощенной схеме можно забыть и сразу вызвать сотрудников ГИБДД.

Еще одна ситуация, при которой придется вызывать ДПС, — наличие полиса КАСКО на руках у одного из участников происшествия. Для владельцев полисов КАСКО никаких изменений в правилах страхования не произошло, без милиции тут никак.

Следующие две препоны упрощенному оформлению ДТП установили сами страховые компании. Они, как и предполагалось поправками, подписали соглашение о прямом урегулировании убытков между членами «Российского союза автостраховщиков». Сей документ сразу же оговаривает, что действие новых правил страхования распространяется только на полисы ОСАГО, приобретенные после 1 марта 2009 года. Таким образом, если у одного или обоих участников ДТП полис приобретен до 1 марта 2009 года, то воспользоваться в ближайшее время упрощенным видом оформления они не смогут. Так страховые компании фактически организовали себе отсрочку от полноценного исполнения нового закона.

Также страховые компании решили, что при упрощенном оформлении ДТП пострадавший должен (как и раньше) обращаться в страховую компанию виновника ДТП. Хочешь получить денежки в своей компании — будь добр вызвать сотрудников ДПС. Почему? А вдруг вы, дорогой автовладелец, мошенник? А если нет, то и милиции нечего бояться!

Так или иначе, но на российской почве росток цивилизации под названием «упрощенное оформление ДТП» вполне предсказуемо мутировал в забавного уродца, годного лишь к дальнейшим вивисекторским экзерсисам, но никак не к реальной жизни.

Причин тому две. С одной стороны, перед введением поправок государство, зашорив очи благими намерениями, не озаботилось «прополкой» страхового рынка от груды сомнительных, микроскопических и полумертвых страховых компаний. С другой — страховщикам ни под каким соусом невыгодно никакое облегчение процедуры расставания с деньгами: «ничего личного, только бизнес». Поэтому все выгодные для клиента новации страховщик стремится по меньшей мере затормозить, а в идеале — выхолостить.

КСТАТИ СКАЗАТЬ...

Изменения в правилах ОСАГО призваны упростить процедуру получения автовладельцем страховой выплаты при ДТП. Теоретически они должны снять две основные претензии к страховщикам — необходимость вызова сотрудников ГИБДД для оформления ДТП и «бодание» со страховыми компаниями при урегулировании страхового случая.