Разведка боем

Логичная картина для начала сезона по новым правилам.
Логичная картина для начала сезона по новым правилам.

Настоящая «мясорубка» началась еще до старта сезона. Международная автомобильная федерация вошла во вкус реформ и попробовала реформировать правила определения чемпиона мира прямо перед началом сезона. FIA было решила определять первое место по итогам чемпионата по количеству побед (параллельно отклонив предложение команд начислять очки по шкале 12-9-7-6-5-4-3-2-1). Команды устроили по этому поводу форменную истерику, благо было за что зацепиться — уж больно мало времени оставалось до начала сезона, и федерации пришлось дать задний ход, отложив реформы минимум до следующего года. Также недовольство участников «Формулы-1» вызвало то, что Берни, мол, зажал их долю за телетрансляции (пока команды не подпишут новый «Договор согласия»). Дело грозило обернуться срывом начала чемпионата, однако сторонам удалось все-таки достичь консенсуса.
Но было бы неверным считать, что мир и согласие царят между самими командами, у которых сейчас есть свой «проф­союз» — FOTA. Стоило сезону с новыми машинами стартовать, как «конюшни» набросились друг на друга с разного рода протестами. Под подозрение соперников попали диффузоры на машинах команд «Toyota», «Williams» и «Brawn GP». По мнению «Ferrari», «Red Bull» и «Renault», эти агрегаты дают вышеуказанным «игрокам» преимущество в скорости в обход регламента. Судейская коллегия Гран-при Австралии с этим не согласилась, однако национальные федерации подавших протест команд настрочили кляузу в FIA, дело будет рассмотрено 14 апреля, перед Гран-при Китая. Так что до тех пор результаты гонок следует считать предварительными. В свою очередь, уже после квалификации Гран-при Австралии «Williams» пожаловался на аэродинамику «Ferrari» и «Red Bull», но позднее свой протест отозвал…
Что ж, все вполне естественно. Команды прощупывают пределы дозволенного, удачные передовые решения вызывают протест у «недотумкавших», а в таком технически сложном виде спорта, как «Формула-1», баланса можно достичь только на практике. На самом деле процесс для «Формулы-1» крайне естественный: чиновники меняют правила и что-то запрещают, конструкторы ищут обходные пути, чтобы сохранить, а то и повысить скорость и другие важные характеристики. И таким образом идет технический прогресс в «Формуле-1». Человеческую мысль не остановят ни ограничения, ни кризисы, ни сокращения бюджетов. Впрочем, таковой всегда и была философия «Формулы-1» — и в эпоху, когда машины элиты автомобильного спорта строились чуть ли не в гаражах, и сейчас, когда болиды конструируются в высокотехнологичных, почти космических центрах. И в общем, спорить по такому делу — занятие намного более перспективное, чем раздувать сексуальные или шпионские скандалы.
И пусть на первом этапе чемпионата 2009 года команды строчили друг на друга протесты, а судьи выписывали дисквалификации — это ничуть не портило спортивную атмосферу больших гонок, а только сделало ее намного интереснее. Все происходящее напоминает разведку боем: а можно делать так? а можно такие крылья? а такие? Давненько не было у нас столь серьезной смены правил, а уж когда речь идет о потере и возвращении прижимной силы в размере 30–50 процентов, все очень серьезно.
И тут вспоминается далекий 1994 год… Тогда, после отмены активной подвески и прочих электронных элементов, казалось, что машины стали менее управляемыми и более опасными. Именно в тот год произошла на сегодняшний день последняя трагедия в «Формуле-1» — погиб Айртон Сенна. Именно тогда произошла рокировка в стане лидеров — Михаэль Шумахер на «Benetton» вышел вперед и окопался на вершине всерьез и надолго.
Что ж, будем надеяться, что в этот раз до откровенного «мяса» дело все-таки не дойдет. Хотя аварий в Альберт-парке случилось достаточно и на трассу дважды выпускался сейфети-кар. И то, о чем команды предупреждали в межсезонье, имеет место быть: широкие передние антикрылья действительно оказались не самым надежным элементом новых машин — они действительно чаще ломаются при контактах, а над новыми шинами типа слик еще работать и работать. При новом предписании FIA поставлять на гонку кардинально разные типы шин (два разных типа использовать обязательно) гонки все больше превращаются в лотерею. А пресловутая система KERS, по отзывам пилотов, пока не показывает большой эффективности, а вот проблемы с развесовкой машины и скоростью износа шин все-таки имеют место быть...
В свете вышесказанного не так уж и удивительно, что персонажи на первой линии стартовой решетки Гран-при Австралии, а затем и на подиуме стали настоящим сюрпризом. Никаких намозоливших глаза «феррари»-«макларенов». Наверное, многие уже забыли, как выглядят эти люди — Дженсон Баттон, Рубенс Баррикелло и Ярно Трулли (пилоты, казалось бы, уже давно выброшенные на свалку «Формулы-1», получающие работу в первую очередь за свой опыт). А ведь в свое время все трое рассматривались в качестве подающих большие надежды...
Что ж, о надеждах. Надежды «Ferrari» ярко начать сезон закончились полным пшиком. Кими Райкконен совершал ошибки, Фелипе Масса разбил машину. Команда таки вышла на старт с KERS и, по ряду гипотез, из-за нее же пострадала, как и от старта на мягком комплекте шин. Наоборот, «McLaren» выступила не столь провально, как ожидалось по результатам тестов, а особенно квалификации. Накануне гонки команда была вынуждена поменять коробку передач на машине Льюиса Хэмилтона, и он стартовал только с восемнадцатого места. А в итоге получил очки за третье! Еще хуже на старте Гран-при пришлось «Toyota»: судьи забраковали верхнее антикрыло за излишнюю «гибкость» и предписали обеим машинам стартовать из боксов. Но и пилоты этой команды оказали заметное влияние на ход гонки… Ярно Трулли до того, как получил пенальти, был третьим, а Тимо Глок в итоге оказался четвертым — неплохой результат. Так что, вполне возможно, «конюшня» еще покажет себя в этом сезоне.
Да что и говорить, даже гонщики и команда, сделавшие победный дубль, не обошлись без проколов. Стартовая неудача Рубенса Баррикелло помешала ему бороться за первое место, он уступил эту почетную обязанность Дженсону Баттону. Кстати, еще три месяца назад казалось, что у Баттона нет будущего в «Формуле-1»... За последние пару лет он не продемонстрировал ничего выдающегося, на его счету одна-единственная победа в Гран-при в 2006 году, его многообещающую карьеру затмила звезда Льюиса Хэмилтона, а затем «Honda» и вовсе решила свернуть свою формулическую программу... И лишь в самый последний момент для него и Баррикелло прозвучала отличная новость: команде «Brawn GP» на базе скончавшейся «Honda» быть! И быть ни много ни мало среди лидеров нового сезона. По крайней мере пока. Быть этой «антикризисной» сказке или не быть, зависит от решения FIA по поводу диффузоров, от того, продолжит ли новый спонсор поддержку после первых двух Гран-при, и, естественно, от того, насколько машина окажется быстрой на других трассах и как скоро оправятся соперники. Тем не менее опыт предсезонных тестов и первой гонки говорит об удачном шасси, а в качестве моторов «Mercedes» сомневаться не приходится.

&

МЕЖДУНАРОДНАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ СОБИРАЕТСЯ продолжить антикризисные реформы. Помимо новой системы очков, призванной сделать спорт более зрелищным и привлекательным, FIA хочет установить лимит бюджетов команд. Пока озвучивается цифра в 40–42 миллиона долларов на все расходы, включая зарплаты. В качестве компенсации чиновники предлагают дать командам большую техническую свободу, например, в плане аэродинамических элементов и оборотов двигателя, чтобы новые машины не уступали существующим, но и не превосходили их. Особого восторга у участников чемпионата эта идея FIA не вызвала. Как минимум тем, что при этом образуется две группы машин, сделанных по разным правилам. Пока «конюшни» еще не переварили текущие перемены, ограничения и кризис.

ХОРОШО СФОРМУЛИРОВАННЫЕ МЫСЛИ

Дженсон БАТТОН (первое место):
— Это были несколько весьма травматичных месяцев, и я хочу сказать огромнейшее спасибо тем, кто был так силен и не терял веры в нас.
«МКмобиль»: Думается, число «верующих» в «Brawn GP» после Австралии значительно возросло.

Рубенс БАРРИКЕЛЛО (второе место):
— После заварушки на старте машина все равно вела себя довольно неплохо. Вот тут некоторые думают, что наш болид хорош только благодаря диффузору. Но ведь то столкновение разрушило именно диффузор…
«МКмобиль»: Что ж, будем надеяться, ФИА отклонит протест на аэродинамику «Brawn GP»: уж больно не хочется терять эту сказку. Тем более что стюарды первого Гран-при признали конструкцию вполне законной!

Роберт КУБИЦА (сошел):
— Я думаю, что Себастьян был несколько оптимистичен…
«МКмобиль»: А сам Роберт был несколько хладнокровен — в былые буйные времена за такое отвечали кулаками.

Кими РАЙККОНЕН (сошел):
— Встреча со стеной — моя ошибка. А жаль, учитывая то, что было потом. Вторым мог бы финишировать.
«МКмобиль»: Пока что Кими продолжает традиции прошлого сезона: допускает ошибки и за них извиняется. А ведь команда и поклонники ждут от него совсем другого…