Минфин уценил работу страховщиков

К Российскому союзу автостраховщиков с неожиданной стороны подкралась очередная беда — Минфин подготовил проект постановления, по которому полисы обязательной “автогражданки” можно будет продавать ниже официальных тарифов.
К Российскому союзу автостраховщиков с неожиданной стороны подкралась очередная беда — Минфин подготовил проект постановления, по которому полисы обязательной “автогражданки” можно будет продавать ниже официальных тарифов. Страховщики от проекта уже взвыли. Но винить в этом, кроме самих себя, им, по большому счету, некого.
Российский союз автостраховщиков постоянно выступает за повышение тарифов по “автогражданке”. И в основном страховщики упирают при этом на неизменно растущую убыточность. Которая-де уже почти превышает критический уровень. При этом следует понимать, что убыточность в страховом деле понимается несколько иначе, чем в других сферах бизнеса. Если, скажем, страховая компания собрала 100 рублей взносов и выплатила 1 рубль страхового возмещения, то страховщик уже фиксирует убыточность в 1%.
До сих пор при едином страховом тарифе единственные поблажки, которые страховые компании могли делать клиентам, заключались в применении коэффициентов по системе “бонус-малус”. Базовый тариф на легковой автомобиль для физлица — 1980 рублей, для “юрика” — 2375. А обязательный характер страхования подразумевал и должен был гарантировать единый и общий подход всех участников рынка к клиентам.
Что послужило причиной для столь радикальных шагов Минфина? Поведение самих страховщиков. Не секрет, что многие, особенно мелкие, страховые компании в погоне за деньгами клиентов платили своим агентам премии больше, чем конкуренты. Тем самым уменьшая суммы реальных страховых резервов, лишь бы обеспечить себе приток финансов. Страховщики пошли еще дальше в работе с крупными корпоративными клиентами, в том числе и государственными. Надо отметить, что на страхование последних всегда объявляется тендер. Действовали страховщики двумя путями: либо заключая договора по ценам ниже, чем объявляли при участии в тендерах, либо потом возвращали часть суммы за оплату ОСАГО в виде компенсаций. Естественно, что эти процессы также уменьшали суммы страховых резервов и повышали убыточность.
Что предложил Минфин? Всего лишь легализовать эту практику. Хотите продавать полисы ОСАГО за полцены? Пожалуйста. Нет проблем. Раз вы так делаете, значит, у вас есть резервы.
Почему переполошились страховые компании? В случае такой легализации любая компания, которая имеет лицензию на работу по ОСАГО, может начать демпинговую войну. И выстроить настоящую пирамиду, которая через какое-то время развалится и погребет под собой обломки всего обязательного автострахования. Резервов будет все меньше, а обязательств все больше. В этом, конечно, таится и главная угроза для миллионов автовладельцев. В конечном итоге ОСАГО вообще может потерять всякий смысл как инструмент гарантированного возмещения ущерба.
Можно ли отыграть ситуацию назад? Пока постановление в проекте, такая возможность сохраняется. Но для начала сам РСА должен обязать своих членов отказаться от существующей практики. Что уже невыгодно страховщикам, так как в этом случае надо будет показывать не начисляемую за счет подобного рода нюансов, а реальную убыточность. А значит, и плач о низких тарифах придется отложить.