Россиянам не продают поДДержанные машины

Широко разрекламированной программе льготного кредитования покупки весьма ограниченного перечня моделей легковых автомобилей жутко не везет.
Широко разрекламированной программе льготного кредитования покупки весьма ограниченного перечня моделей легковых автомобилей жутко не везет. Сперва с ней случился скандал по составу участников, на которых она распространяется. Теперь же палки в колеса вставляют банки, уполномоченные правительством эти самые льготные кредиты гражданам выдавать. Да и само правительство сделало все, чтобы существенно сократить количество потенциальных заемщиков.


Стоит начать с того, что из 29 моделей, включенных в программу, реально приобрести можно будет только 24, из которых 22 — исключительно продукция “АвтоВАЗа”. Плюс Renault Logan и UAZ Hunter. Причем последний — только в базовой комплектации, аскетизм которой отвергают даже непривередливые россияне. Да и вряд ли тяжелый, неудобный и неповоротливый внедорожник заинтересует сколько-нибудь значительную аудиторию.
По той же причине вряд ли будут пользоваться спросом и FIAT Albea, и Ford Focus, и Skoda Fabia, и KIA Spectra. Сборка обрусевшего “корейца” вообще приостановлена на неопределенное время, а базовые комплектации остальных бедны, маломощны и даже в условиях кризиса в немедленной продаже, как правило, не встречаются. Их придется долго и нудно ждать. Так что программа льготного автокредитования направлена в первую очередь на поддержку волжского автогиганта. Остальные автомобили включены в список либо с целью избежать критики Правительства РФ в поддержке только одного производителя, либо с желанием самих автостроителей прорекламировать свою марку за счет участия в госпрограмме. Но это еще полбеды.

Время не ждет

Отсеяв приверженцев иностранных моделей, правительство страны сделало все, чтобы существенно проредить и без того уже поредевшие ряды любителей отечественных. В постановлении Правительства РФ установлено, что под субсидирование попадают кредитные договора, заключенные на срок до 31 декабря 2011 года. Это ведет к тому, что с каждым месяцем срок кредитного договора будет сокращаться. Так, если в апреле 2009 года кредитный договор можно заключить на 32 месяца, то в 2010 году срок кредитного договора сократится на 12 месяцев. Что ведет к увеличению размера ежемесячного платежа и автоматически увеличивает требование к доходу заемщика.
Так, при сроке кредита в 24 месяца размер дохода заемщика должен быть не менее 28 000 рублей, а при сроке кредита в 12 месяцев — уже не менее 53 400 рублей. Соответственно, увеличение требований к доходу приведет к резкому сокращению количества потенциальных покупателей отечественных авто, так как доход большинства из них, по оценкам экспертов, не превышает 30 000 рублей в месяц.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Дмитрий ЕРОХИН, кредитный и страховой брокер:

— Можно только гадать, почему такое требование по сроку окончания действия кредитного договора появилось в правительственном постановлении.
Если это сделано намеренно, то, возможно, в правительстве предполагают, что в 2010 году финансовый кризис будет преодолен, кредитные ставки в банках снизятся и рынок автокредитования заработает без дополнительных мер господдержки. То есть госпрограмма по субсидированию автокредитов сама по себе прекратит существование, так как ею перестанут пользоваться из-за ее несоответствия рыночному спросу и требований банков к заемщикам.
Если же ограничение по сроку окончания действия кредитного договора установлено без предположения о преодолении кризиса в 2010 году, то это очередное головотяпство. Его, конечно, можно будет исправить, но на это уйдет, как всегда, уйма времени, и программа на какое-то время вновь забуксует.

Ждите ответа…

Однако самую большую свинью подложили гражданам, алчущим субсидированного кредита, сами уполномоченные банки, уже сейчас тормозящие процесс. А их всего три, и все — государственные. Дело в том, что пока банки сами не очень понимают, как будут получать деньги от государства, боятся совершить ошибку при оформлении документов и остаться без субсидий. Соответственно, банкиры хотят пройти через получение первой субсидии, которая должна состояться 19 мая 2009 года. И только после этого можно рассчитывать, что программа заработает.
Кроме того, получение субсидий будет происходить централизованно — через Минпромторг, а значит, банкам нужно настроить внутренние процедуры консолидации отчетности всех территориальных отделений по единым стандартам, что требует разработки и внедрения новых процедур и автоматизации данного процесса, что также занимает время. Так что пока идет только прием заявок на выдачу льготных автокредитов, а выдавать их банки начнут только тогда, когда согласуют с Министерством промышленности и торговли все нюансы предоставления отчетности и будут на 100% уверены, что за каждый выданный льготный автокредит получат компенсацию. Обратившись в кредитное учреждение сегодня, реально на колесах вы окажетесь в лучшем случае летом.
И возникает закономерный вопрос: не ускорится ли реализация программы, если ее доверить проводить в жизнь большему числу кредитных организаций? Ведь изначально речь шла о поддержке не банков, а именно автопрома. В интересах первого правильно было бы допустить к программе все банки, работающие в сфере автокредитования, чтобы вовлечь большее число участников рынка к продвижению программы финансовой поддержки российского автопрома.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Дмитрий ЕРОХИН:

— К программе льготного кредитования нужно подключать как можно больше кредитных организаций. В том числе и потому, что такие программы автокредитования, как экспресс-кредиты, наиболее развиты у коммерческих банков, которые давно и плодотворно работают с дилерами, продающими в том числе и машины марки Lada. На долю программ экспресс-кредитования приходилось более половины от общего числа проданных в кредит автомобилей. Соответственно, допустив к программе субсидирования автокредитов только госбанки, которые не имеют значительного опыта в экспресс-кредитовании, правительство нарушило рыночную практику продаж автомобилей данного сегмента, что также может негативно сказаться на перспективах развития программы льготного автокредитования.
К тому же качество обслуживания клиентов в трех уполномоченных банках будет, мягко говоря, не на высоте. Ведь им теперь не нужно будет нести расходы, чтобы улучшить качество своих программ автокредитования, — покупатели и так придут в эти банки, потому что только они выдают льготные автокредиты.

Напрасные хлопоты

Так насколько же востребованной и актуальной окажется эта программа? Вообще практика субсидирования ставки по автокредиту в предыдущие годы всегда давала положительный результат, и объемы продаж автомобилей по специальным кредитным программам иностранных автопроизводителей всегда были лучше, чем продажа автомобилей по стандартным авткоредитным программам. Поэтому как минимум можно ожидать повышенного интереса к данной программе со стороны будущих покупателей автомобилей.
Но не нужно забывать, что общая экономическая ситуация в России сейчас нестабильна, многие потенциальные покупатели отложили покупку автомобиля и никакими специальными предложениями, скидками, дотациями и прочими акциями их в ближайшее время в автосалоны не заманишь.
Другой проблемой, влияющей на перспективы развития программы льготного автокредитования, является ужесточение в условиях финансового кризиса требований банков к заемщикам. Это отразилось не только на требованиях к предоставляемому пакету документов и размеру первоначального взноса. В первую очередь банки стали более выборочно подходить к одобрению заявок на автокредит. И для многих из тех, кто в предыдущие годы без проблем получал автокредит, в 2009 году получить его стало проблематично.
Учитывая данные факторы, можно с уверенностью сказать, что программа будет развиваться, но медленнее, чем если бы это происходило в более оптимистичной ситуации. Но если вам повезет и банк согласится осчастливить вас льготным автокредитом, будьте готовы к тому, что вам придется дополнительно потратиться не только на плату за выдачу автокредита (5000—6000 рублей), но и на покупку полиса КАСКО (примерно 10% от стоимости авто).

КСТАТИ
На 62,9% сократилось производство легковых автомобилей в России в первом квартале этого года. А продажи новых автомобилей, включая иномарки, упали на 40% — реализовано 388 000 машин против 648 000 в первом квартале 2008 года.