Безzoomмие

Презентацию новой Mazda3, местом проведения которой был избран солнечный Лиссабон, японцы начали с истории. Но не истории модели или марки, а взаимоотношений Португалии и Страны восходящего солнца.

Презентацию новой Mazda3, местом проведения которой был избран солнечный Лиссабон, японцы начали с истории. Но не истории модели или марки, а взаимоотношений Португалии и Страны восходящего солнца. Они вспомнили про Колумба и Марко Поло, про новый путь в Индию и аферу с «открытием» Америки... А также про то, что португальцам японцы обязаны своим фирменным «спасибо» (у первых оно звучит как «обригадо», у вторых — «оригато»). Но про традиционные японские мотивы «юген», «рин» и «сеичи» при этом не было сказано ни слова.

Что для «Mazda» нехарактерно в принципе. Когда японцы нахваливали свою новую «шестерку», про традиционные мотивы (для японской культуры в целом и эволюционировавшей фирменной философии в частности) они упоминали при каждом удобном случае. Mazda3 такой чести не удостоилась, хотя «зум-зума» в ней не меньше. Ответственный за дизайн проекта Кунихико Курису детище Йоичи Сато слепо копировать не стал, но и на явное несоответствие «партийной линии» не решился: он сделал собственный продукт, за который, кстати, нынешние обладатели «трешек» поблагодарят его не единожды.

Да, в оригинальности машина потеряла. Фасады что хетчбэка, что седана — нечто среднее между «шестеркой» и RX-8: от первой — характерный «прищур», от второй — «мускулистые» крылья и «хищный» бампер. Из по-настоящему новых деталей тут разве что «улыбающаяся» решетка воздухозаборника. «Корма» седана при этом — калька с Mazda6, а «пяти­дверки» — реверанс в сторону предшественницы. Но при этом все просто и логично, так что обе версии в итоге выглядят более чем достойно. Кроме того, кто из потенциальных покупателей откажется ездить на машине, копирующей облик более престижных «родственников»? Успех «прикамрившейся» Corolla — неплохое тому подтверждение.

Интерьер не менее интересен, хотя порой кажется, будто его тоже поначалу «списывали» с Mazda6. Начали, но остановились. Вовремя. Независимо от типа кузова излишняя серьезность «трешке» не к лицу. А озорная «лопоухая» приборная доска с красно-синими шкалами и взгромоздившаяся на переднюю панель «антресоль» — в самый раз. Под козырьком последней — пара дисплеев: монохромный, на который, как и прежде, выводится информация с бортового компьютера, и графический, предназначенный для встроенной системы навигации. Она у нас, кстати, появится, как, впрочем, и остальные принципиальные нововведения: адаптивные би­ксеноновые фары, парктроник, кожаный салон, сиденья с электроприводами и подогреваемое ветровое стекло. Разумеется, все это будет предложено в качестве дополнительного оборудования, что в эпоху тотального роста цен теряет актуальность. Но есть и хорошая новость: «Mazda» приготовила нам еще и «антикризисную» версию, в которой будет сам автомобиль, шесть подушек безопасности, ABS, DSC. И никаких тебе легкосплавных дисков или «продвинутой» акустики — сплошной «сток», добавить в такую версию можно будет только кондиционер.

Оценят ли отечественные покупатели столь трогательную заботу о своем финансовом благополучии — покажет время.

Мы же не без удовольствия отметим, что наличие, равно как и отсутствие, того или иного оборудования на эргономику новинки в любом случае не повлияет. Руководивший разработкой модели Йошуки Маеда назвал ее внутреннее построение «driver’s center cockpit». Звучит грозно, но прицел на «Audi» или BMW исключен: визуально — ничего общего. Принципиально компоновка передней панели не изменилась. А вот кнопок на ней стало больше, в том числе и на руле: той же «навигацией», к примеру, можно руководить только оттуда. Тем не менее времени на адаптацию «рулевому», как и раньше, понадобится минимум.

Немного времени уйдет и на настройку кресел: диапазоны по-прежнему вменяемы, жаль только, что запас пространства между передними и задними сиденьями хоть и увеличился, но все равно остался на том же минимально-критическом уровне. Впрочем, при сохранении среднестатистических регулировок среднестатистическим же пассажирам сзади будет удобно, если, конечно, сюда не усаживать третьего. В остальном в отношении комфорта «Mazda» сделала приличный шаг вперед. Подушки кресел удлинились, боковые валики «возмужали», сидеть стало удобнее, но в то же время сиденья остались довольно жесткими, что наверняка по достоинству оценят активные драйверы.

Впрочем, эта «трешка» определенно стала менее драйверской. Японцы сказали, что подвеска стала жестче, но, на мой взгляд, она стала плотнее: менее комфортным автомобиль не стал, но на ухабах он теперь не грохочет и на острых волнах не подпрыгивает... Но главное — Mazda перестала дергаться. Электрогидравлический усилитель перенастроили, чрезмерная «острота» канула в Лету, а «баранка» при этом стала более жесткой, так что пальцем руль теперь не покрутишь. Правда, ее усилие с ростом скорости практически не меняется, да и в «нуле» информативности не добавилось, но в целом руль стал более приятным. Почти как у «немцев». Под них, кстати, его и настраивали.

Германия для Mazda3 — второй по значимости рынок после России, и местные жители там, как правило, передвигаются по автобанам, где «острый» руль ни к чему.

Нам он в принципе тоже не нужен, но немцам все равно повезло больше — у них будут турбодизели. В России же — стандартная пара бензиновых моторов, как минимум один из которых не едет категорически. 1,6 литра, 105 л.с. отдачи... Он же стоял и на первой генерации, но она ехала. Там не было «Евро-5», «придушившего» этот двигатель настолько, что «везти» он начинает лишь после 3000 оборотов. Если ниже, это обычное «овощное» перемещение из точки «А» в точку «Б». Благо МКП работает как часы. Вот двухлитровый двигатель хорош, по крайней мере проблем с динамикой и запасом мощности у такой Mazda3 нет. Его немного портит «задумчивая» АКП, но в любом случае этот тандем интереснее первого. Впрочем, в России версии с 2-литровыми моторами и «автоматами» всегда продавались лучше.

Успокаивает и то, что на Mazda, предназначенных для отечественного рынка, экологический класс будет понижен до «Евро-4» (с этим, к слову, связана задержка начала продаж), поэтому наши Mazda3 поедут «веселее». В общем, осталось дождаться августа, когда первые экземпляры появятся у дилеров.

КОНКУРЕНТЫ

БОЛЬШОЙ БРАТ

Golf был и остается самой значимой моделью в классе. Его новое поколение также скоро должно появиться в салонах российских дилеров, так что соперничество между этими машинами продолжится. Golf VI стал мощнее и динамичнее предшественника, в его арсенале новая линейка моторов, однако в базе — платформа предшественника. Его позиции также может ослабить неконкурентоспособная цена, но в активе VW есть калужский завод, который может существенно снизить таможенные издержки, а значит — ценник.

КРАСАВЧИК

Peugeot 308 на российском рынке появился сравнительно недавно, но при этом успел завоевать расположение публики. Симпатичный внешне и неплохо исполненный внутри, он определенно подпортит дальнейшее существование большинства конкурентов, в числе которых будет и новая Mazda3. В настоящий момент дилеры предлагают Peugeot 308 в трех комплектациях, с двумя бензиновыми моторами и двумя турбодизельными. Ценник при этом стартует с отметки 599 000 рублей.

БЕСТСЕЛЛЕР

Формальный «родственник» новой трешки, Ford Focus до последнего времени прочно удерживал первенство в классе и, несмотря на ряд послекризисных изменений стоимости, свое лидерство лишь укрепит. В настоящий момент клиентам предложены четыре базовых исполнения, два дополнительных из серии «special edition» (а также «горячие» версии ST и RS) и широчайший выбор силовых агрегатов, включая турбодизельные. Минимальная стоимость машины при этом составляет 345 000 рублей.