Гаражи некому городить

Юрий Лужков подписал распоряжение о создании штаба, который в еженедельном режиме будет отслеживать выполнение гаражной программы 2009 года, предусматривающей ввод в эксплуатацию 133 тыс. машино-мест. Но усилия властей могут оказаться тщетными.
Юрий Лужков подписал распоряжение о создании штаба, который в еженедельном режиме будет отслеживать выполнение гаражной программы 2009 года, предусматривающей ввод в эксплуатацию 133 тыс. машино-мест. Но усилия властей могут оказаться тщетными.

Девелоперы из-за кризиса приостановили строительство большинства объектов с гаражной составляющей, а машино-места в так называемых “народных паркингах” по цене от 10 до 17 тыс. евро вряд ли окажутся по карману большинству автовладельцев.

По оценкам экспертов, Москве не хватает порядка 2 млн. парковочных мест (исходя из нормы 3,3 жителя на одно место), однако борьба с дефицитом идет крайне медленно. Чиновники делают ставку на быстровозводимые паркинги и средства частных инвесторов, в том числе рядовых москвичей. Но инвесторы не хотят строить гаражи, а москвичи — платить деньги за “цивилизованную” парковку. Например, в прошлом году в эксплуатацию удалось ввести всего 65 тыс. машино-мест, что на 50% меньше плана. Задание на 2009 год выглядит не менее амбициозно и еще более несбыточно. Программой предусмотрено строительство 133 тыс. машино-мест, из которых 14 тыс. должны появиться в ходе комплексной застройки территорий, 42 тыс. — в “народных гаражах”, построенных за счет средств автолюбителей, 73 тыс. — в коммерческих объектах: жилых домах, административных зданиях, торговых центрах и т.д.

“На девелоперов большой надежды нет, — признает источник “МК” в горадминистрации, — большинство из них если не заморозили, то приостановили темпы реализации своих проектов, в первую очередь офисных центров. Хорошо, если к концу года инвесторы построят хотя бы половину заявленных паркингов”. По словам собеседника газеты, почти 4 тыс. машино-мест в 2009 году город рассчитывал получить на перехватывающих парковках у метро “Войковская”, “Водный стадион”, “Ясенево”, “Братиславская”, “ВДНХ”, “Полежаевская”, а также у ж/д платформы Косино. Их проектировали за счет бюджета, а строить хотели по концессионным соглашениям с инвесторами, чтобы была возможность контролировать тарифную политику. Однако договоры с коммерсантами до сих пор не подписаны.

В сложившихся условиях отцам города приходится менять коней прямо на переправе. Вместо капитальных объектов решено строить металлические “этажерки”, а крупных инвесторов, обессилевших в борьбе с кризисом, заменить рядовыми гражданами — участниками программы “народный гараж”. “В идеале “народными” должны быть автоматизированные паркинги на 30—40 автомобилей, подобные тому, что недавно открылся в Останкине”, — поясняют в стройкомплексе.

Металлические конструкции с тонкими бетонными перекрытиями возводятся максимум за полгода и могут пристраиваться к торцам жилых домов. Чиновники обещают, что в 2009 году будет организовано строительство не менее тысячи таких стоянок.

К очевидным “минусам” проекта эксперты относят высокую стоимость машино-мест (от 10 до 17 тыс. евро), а также необходимость договариваться с жителями. “Без их согласия гараж к дому не пристроишь”, — соглашается главный архитектор Москвы Александр Кузьмин. По данным социологов, большинство москвичей готовы заплатить за гараж-“этажерку” максимум 7 тысяч долларов, но таких ценовых предложений у чиновников пока нет.