Искусство малых форм

Так произошло и с мегапопулярными нынче компактными кроссоверами. Характерно, что «Mercedes» и «Audi» одними из последних «воткнули» свои GLK и Q5 в тесно сомкнутые ряды моделей-конкурентов.
Так произошло и с мегапопулярными нынче компактными кроссоверами. Характерно, что «Mercedes» и «Audi» одними из последних «воткнули» свои GLK и Q5 в тесно сомкнутые ряды моделей-конкурентов.

Как практически все премиум-бренды, немецкие автогиганты сравнительно недавно повернулись лицом к стремительно распухшему рынку небольших городских квазивнедорожников. И GLK, и Q5 — проба пера этих автопроизводителей в классе «мелких» кроссоверов. И пошли они по уже давно проторенному пути: Mercedes сделан на базе полноприводного С-класса, а в основу конструкции Audi легла платформа А4. Машины оказались в прайс-листах авто­дилеров практически одновременно — в конце 2008 года. Неудивительно, что они моментально стали предметами сравнений, в первую очередь с точки зрения дизайна. Оценивать новинки, прямо скажем, одно удовольствие — настолько сильно машины разнятся стилистически. Характерно, что в чертах экстерьера обеих четко читается посыл: «Я — младший брат!» GLK явно адресуется тем, кто «не ровно дышит» к рубленым, подчеркнуто-брутальным формам более крупного Mercedes GL. Аудитория Q5 — любители плавной экспрессии, навеваемой округлыми формами Audi Q7. Оба подхода по-своему хороши и не вызывают эстетического диссонанса. Заметим лишь, что выставляемые напоказ мужественные черты кроссовера от «Daimler AG» на небольшой машине смотрятся резковато. Все-таки гораздо привычнее видеть в этом классе что-то вроде «унисекса» от «Audi». Какой из подходов к дизайну окажется более верным, покажет время; заметим только, что в ходе теста на Audi Q5 откровенно заглядывались дамы, сидящие за рулем машин-одноклассников. К Mercedes GLK столь явного внимания не наблюдалось. Возможно, виной тому присущий машине с эмблемой трехлучевой звезды более «неприступный» имидж.

Угловатые линии в салоне GLK полностью гармонируют с внешностью. Особенно ярко эту дизайнерскую мысль подчеркивают алюминиевые вставки, рассекающие кожу и пластик интерьера. Впечатление от внутреннего убранства Audi Q5 куда более мягкое. Тут нет дизайнерских экстравагантностей, машина производит более «дружелюбное» впечатление (да простят мне коллеги столь примитивное сравнение, недостойное пера маститого автожурналиста). Mercedes внутри более резок и словно предпочитает «держать дистанцию» с владельцем. По крайней мере в начале знакомства. Городские кроссоверы, как известно, прежде всего ориентированы на водителя. Перевозка спортивного снаряжения, родственников и собак входит в их функции не в пример реже. Но водитель — прежде всего! Тем более у авто этого ценового сегмента. Поэтому именно комфорту за рулем уделяется основное внимание. К эргономике (что Mercedes GLK, что Audi Q5) серьезных претензий нет и быть не может. Но на пару нюансов внимание обратить стоит. В водительских креслах обеих машин сидеть, безусловно, удобно. У Audi наличествует чуть больше регулировок, зато Mercedes может похвастать электроприводом в системе регулировки положения руля. Специфика GLK — в идеологии подрулевых переключателей. Во-первых, оба они торчат из-под «баранки» слева. Причем один отвечает исключительно за управление круиз-контролем, а за все остальные функции «отдувается» второй. С непривычки напрягает. Но, вспоминая о нацеленности машины на североамериканский рынок, принимаешь это как данность. Вкусовщина — вещь непобедимая.

И на наш вкус наружные зеркала Audi Q5 кажутся более информативными, чем у Mercedes GLK. Камерами заднего вида оснащены обе машины. Но они (из-за специфической кривизны линз) довольно сильно искажают расстояния, так что при движении задним ходом рекомендуем все-таки контролировать окружающую обстановку и более традиционными методами. Q5, правда, умеет еще и проецировать предполагаемую траекторию движения на монитор.

«База» Mercedes GLK на 52 мм короче, чем у Audi Q5, но по запасу пространства для коленей задних пассажиров он не проигрывает. В обеих машинах сзади комфортно расположатся два человека. По сравнению с задними седоками Q5 обитатели второго ряда сидений GLK могут чувствовать себя почти как в авто бизнес-класса. К их услугам — собственная система климат-контроля. А в машине, оказавшейся в нашем распоряжении, к вящей радости «зад­несидящих», в подголовниках передних сидений были инсталлированы жидкокристаллические мониторы бортовой мульти­медийной системы.

Уже упоминавшаяся более короткая «база» GLK сказалась не на пассажирах, а на объеме багажного отсека. Он составляет достаточно скромные 450 литров при 540 у Audi Q5. Впрочем, если сложить зад­ние сиденья, оба авто могут похвастать примерно одинаковым грузовым объемом — около 1550 литров.

В поведении на дороге эти две машины различаются очень заметно. Полная масса GLK составляет 1830 кг, а Q5 — 1740 кг. Сравнение оказалось тем любопытней, что «наш» Audi Q5 был оснащен бензиновым турбомотором 2.0 TFSI (211 л.с.) и 7-ступенчатой роботизированной коробкой передач «S-tronic», а Mercedes GLK имел под капотом атмосферное бензиновое 3,5-литровое (272 л.с.) «сердце», агрегатированное с семиступенчатой гидротрансформаторной АКП «7G-Tronic». Несмотря на столь внушительную разницу в энергетических возможностях, динамика машин в реальных условиях различается не сильно. Даже судя по паспортным («идеализированным») данным, время разгона до 100 км/ч у GLK составляет 6,7 секунды, а Q5 делает это на полсекунды медленней — за 7,2. В сухих цифрах разница не особенно велика. Она — в том, как эти две машины разгоняются. При резком нажатии на педаль газа Audi в первый момент разгона слегка «тупит». Но потом, когда турбина нагнетателя раскрутится, а электроника, распознав режим «тапка в пол», начинает держать повышенные обороты двигателя, машина разгоняется в отличном темпе. Но к небольшому затыку во время старта привыкнуть придется. А что Mercedes GLK, спросите вы. А как, по-вашему, может разгоняться авто марки «Mercedes» с 3,5-литровым мотором? Мощно и плавно, как еще... И едет он так же: плавно, сглатывая неровности. Правда, в поворотах машина кренится заметно сильнее, чем Q5, — по ощущениям, подвеска у Audi более жесткая. Нет, душу не вытрясает, конечно, с комфортом тут все в порядке. Но если попытаться кратко описать ездовые качества этих двух авто, то GLK больше подойдет любителям быстрой, но спокойной и размеренной езды, тем, кого совсем не привлекает слалом между рядами. Ну а Q5 — выбор более активного водителя, который не прочь иной раз «пошустрить» в потоке. Понятно, что и та и другая машины обеспечат любой из названных стилей вождения, вопрос лишь в предпочтениях.

В России цены на Audi Q5 начинаются от 1 700 000 рублей. За эти деньги можно приобрести авто с двухлитровым 170-сильным дизельным двигателем и механической коробкой передач. Самым же дорогим на сегодняшний день вариантом Audi Q5 можно считать машину, укомплектованную трехлитровым 240-сильным дизельным агрегатом и преселективной КП, которую представители фирмы упорно называют «автоматом». Цена авто в этой комплектации составит 2 230 000 рублей. Цены на машину, оснащенную аналогично участвовавшей в тесте, начинаются от 1 800 000 рублей.

Самая «бюджетная» версия Mercedes GLK оснащается трехлитровым дизельным двигателем. Что характерно, машина носит гордое название GLK 320 CDI, невзирая на то, что этому самому CDI честней было бы приписать индекс «300», ибо рабочий объем мотора составляет лишь 2,98 литра, но уж никак не 3,2. Впрочем, и его 224 «лошадок» машине вполне хватает для уверенной езды. Стоить такая машина будет 2 164 500 рублей. Заметим, что отечественные дилеры предлагают Mercedes GLK с единственным вариантом КП — той самой автоматической «7G-Tronic». Самая дорогая комплектация этой машины предполагает наличие 3,5-литрового бензинового силового агрегата, выдающего «на-гора» 272 л.с. (именно такой автомобиль участвовал в тесте). Цена его составляет 2 497 500 рублей.