Как это будет по-китайски?

Китайский капитал идет по планете, скупая все на своем пути. В автопроме сделаны уже четыре заметных приобретения: «Rover», «SsangYong», «Hummer», «Volvo». Далекие от темы знатоки уже сделали вывод о китайской экспансии. Более осведомленные успокаивают: это просто покупки, им деньги девать некуда.
Китайский капитал идет по планете, скупая все на своем пути. В автопроме сделаны уже четыре заметных приобретения: «Rover», «SsangYong», «Hummer», «Volvo». Далекие от темы знатоки уже сделали вывод о китайской экспансии. Более осведомленные успокаивают: это просто покупки, им деньги девать некуда.

Британский «Rover» погибал медленно, успев нанести оскорбление японцам и чуть не разорив немцев. «Honda» очень долго и аккуратно поглощала этот британский пирог, постепенно подбрасывая англичанам свои платформы, на которых со временем и стали выпускаться автомобили этой марки. Англичане данайские дары принимали сквозь зубы, но все равно выпускали Civic, Accord и Legend под псевдонимом Rover. Зато когда к ним тихонько, под покровом ночи постучались немцы из BMW, бритты уже утром изумили японцев принятым решением: с этого дня мы дружим не с вами, а с ними. Невероятная пощечина! Но отношения с немцами вышли слишком разорительными и потому недолгими. Итог: никому не нужную фирму купили китайцы из «Shanghai Automotive Industry Corp.» (SAIC). Без разбора, без анализа перспектив, просто потому, что ничего другого не продавалось. После чего вывезли к себе оборудование и все равно похоронили и само имя, и автомобили. Нынешние потуги на возрождение под кличкой «Roewe» не в счет.

«SsangYong», наплодившему уродов, повезло больше. Китайский капитал на него не обрушился, а плавно в него вторгся. И как раз потому, что покупателем выступила все та же «Shanghai Automotive Industry Corp.» (SAIC). Фирма осталась на месте, получила деньги от нового хозяина и бесконтрольное существование. И сейчас помирает не под натиском китайцев, как «Rover», а в связи с кризисом и на общерыночных основаниях, имея долг 77 миллиардов долларов.

То есть в обоих случаях общий итог был достигнут разными путями и под присмотром одного хозяина. Но в целом право­мерен общий вывод: от китайского участия ни одна из фирм не выиграла, потому что сами китайцы понятия не имеют, что делать с покупками. Тему они не знают, куда и как плыть — партия им не сказала, а своего опыта нет.

Теперь китайцы купили «Hummer». Фирма «Sichuan Tengzhong Heavy Industrial Machinery Co.» вообще не из этой темы. Она выпускает тяжелую технику для строительства дорог. Как и полагается, планов громадье, вот только нет ясности, зачем дорожникам нужен «Hummer». Как и в двух предыдущих случаях, китайцы пали жертвами рекламы и купили только потому, что продавалось. Дальнейшая судьба вполне конкретна. «Hummer» все равно скончается, но агония будет дольше. И умрет он по той же причине, по которой пошел с молотка: в сытое время такие автомобили еще могут кому-то понадобиться, да и то лишь у себя дома, в Америке. Сейчас, когда нужна колбаса, а не брутальная подделка под внедорожник, спроса на Hummer нет. У китайцев в этой связи лишь один шанс: кормить фирму за свой счет до тех пор, пока в мире не распогодится. То есть минимум лет семь. Но про такую перспективу они пока не знают…

КСТАТИ СКАЗАТЬ...

Как сообщает пресс-служба «SsangYong» (51% акций автопроизводителя принадлежит китайской «Shanghai Automotive Industry Corp.»), проведенный компанией «Pricewaterhouse» аудит подтвердил, что стоимость активов компании в случае ликвидации будет гораздо меньше, чем ценность стабильно работающего производства. В план реструктуризации входит существенное сокращение штата, а также переход на более перспективную модель, такую как дизельно-гибридный SsangYong Eco C200, премьера которого запланирована на конец 2009 года. Напомним, что в январе этого года компания «SsangYong» подала заявление о защите от кредиторов.