Экспертиза

Сбил пешехода, обходившего автобус вопреки Правилам не сзади, а спереди. До суда еще не дошло, но пострадавший предлагает решить вопрос миром: я ему компенсирую ущерб, а он пойдет к следователю и попросит закрыть уголовное дело.
Адвокат Алексей РЕУТ

НЕ СОГЛАШАЙТЕСЬ!

Сбил пешехода, обходившего автобус вопреки Правилам не сзади, а спереди. До суда еще не дошло, но пострадавший предлагает решить вопрос миром: я ему компенсирую ущерб, а он пойдет к следователю и попросит закрыть уголовное дело. Но знакомый юрист говорит, чтобы я не спешил идти на мировую, хотя и обязан возместить пострадавшему нанесенный вред. Что посоветуете вы?
Филипп АРХИПКИН

— По закону владелец источника повышенной опасности (в данном случае автомобиля) обязан возместить причиненный здоровью пострадавшего вред. Причем независимо от степени своей вины в ДТП. Если в этой аварии вы невиновны, следователь должен прекратить уголовное дело, даже если вы еще не заплатили своему оппоненту деньги.

Ваш знакомый юрист дал дельный совет — не спешить. Дело в том, что, если вы загладите свою вину перед пострадавшим до того, как прекратят уголовное преследование против вас, получится, что вы с оппонентом примирились; в этом случае уголовное дело следователь закроет с формулировкой «за примирением сторон». При таких обстоятельствах вы рискуете стать виновником ДТП.

Поэтому советую расплатиться с пострадавшим только после того, как следствие признает вашу невиновность в данном ДТП.

ДВОЙНОЙ УДАР

По городскому шоссе ехал в крайней левой полосе. Неожиданно с правой стороны в мой ряд стала перестраиваться «Газель», водитель которой не рассчитал расстояния между нашими авто и зацепил меня. Хотя удар был несильным, мою машину выбросило на полосу встречного движения, где, в свою очередь, произошло столкновение с иномаркой. Сотрудники ГИБДД не поверили в случившееся и оформили не только аварию с иномаркой, но и завели административное дело за выезд на «встречку». Посоветуйте, как быть.
Борис ТОРЛОПОВ

— Ваша версия происшествия требует доказательств. Если вас на встречную полосу вытолк­нула «Газель», которая, как я понимаю, скрылась с места происшествия, то на вашем авто должны остаться следы от «контакта» с ней. Если следов нет или их невозможно разглядеть по причине сильного повреждения вашего автомобиля от лобового столкновения, то помочь могут свидетельские показания. Вспомните, может, кто-то из автомобилистов останавливался, чтобы оказать помощь, или оставил номер своего телефона. Однако учтите: показания очевидцев, что послужило причиной выезда на «встречку», судом могут быть не приняты во внимание, поскольку в судебной практике нередки случаи, когда непонятно откуда взявшиеся свидетели пляшут под дудку обвиняемого.

Так что самый лучший вариант для признания вашей невиновности — заключение эксперта, который сможет дать ответ, действительно ли «контакт» с «Газелью» послужил причиной выезда на встречную полосу.

Вице-президент «Общества потребителей автотехники России» Антон НЕДЗВЕЦКИЙ

ДОРОГОЕ ДОПОЛНЕНИЕ

Поинтересовался у менеджера ценой автомобиля. Он сказал, что Lada Priora в их автосалоне стоит 335 000 рублей, однако по такой цене мне отдадут машину лишь при условии, если я на 30 000 рублей закажу допоборудование. Законны ли подобные уловки?
Роман БАТЮШКОВ

— Одно из самых распространенных нарушений Закона РФ «О защите прав потребителей» — навязывание дополнительных аксессуаров и комплектующих. Некоторые фирмы без согласия покупателя прилагают к авто аптечки, чехлы, дорогие наборы инструментов, устанавливают противоугонные устройства, «музыку»… То есть получается, что людей вынуждают приобретать совершенно никчемные товары по заоблачным ценам.

Такие рекламные трюки продавцов нельзя назвать законными, но с ними, к сожалению, никто не борется. Обычно все заканчивается тем, что потенциальные покупатели либо принимают условия продавца, либо уходят к другому продавцу. Хотя следовало бы подобные дела доводить до суда.

ПРОДАВЦЫ ЖИВУТ ОДНИМ ДНЕМ

Полтора года назад купил автомобиль китайского производства. Продавец пообещал три года гарантии. Я исправно проходил все ТО, и вот недавно у меня произошел гарантийный случай: в рубашке охлаждения двигателя образовалась трещина, тосол стал попадать в силовой агрегат. Обратился к продавцу с претензией, но менеджер заявил, что фирмы, продавшей мне авто, нет. В автосервисе я выяснил, что ремонт мне обойдется в 170 000 рублей. Скажите, если фирма-продавец по каким-то причинам прекратила существование, кто должен нести гарантийные обязательства?
Иван ГОЛОВАНОВ

— Ситуация, в которой вы оказались, к сожалению, не единична. Именно поэтому Закон РФ «О защите прав потребителей» дополнен статьей, позволяющей гражданам, купившим бракованный товар зарубежного производства, реализовывать свои законные права. Итак, если у вас возникли претензии к качеству ввезенного из Поднебесной автомобиля, а фирма-однодневка, продавшая вам машину, исчезла, то предъявить их вы можете импортеру, то есть фирме, которая ввезла автомобиль на территорию России.

Правда, с китайскими машинами все не так просто. Дело в том, что авто известных брендов ввозят в Россию представительства заводов. А вот многие китайские автоконцерны не имеют своих представительств в нашей стране, всю продукцию зачастую ввозят такие же ООО-однодневки, что и торгуют ими. И если вы имели дело с одной из них, то, увы, ремонтировать «китайца» вам придется за свой счет.

Вице-президент «Движения автомобилистов России» Леонид ОЛЬШАНСКИЙ

УРОКИ ЧТЕНИЯ. НОМЕРОВ

Слышал, грядет очередное увеличение штрафов. На сей раз депутаты делают акцент на езде с нечитаемыми номерами. Якобы водители разными способами «скрывают» их, для того чтобы не нести ответственности за нарушения, выявленные камерами ГИБДД. Действительно ли эта проблема так остра?
Леонид КОЛЫВАНОВ

— Подобные законодательные инициативы противоречат линии Президента России Дмитрия Медведева, который сказал, что следует идти по пути гуманизации законодательства, а также проверять на коррупционность и взяткоемкость все законопроекты. Совершенно очевидно, что увеличение санкций автоматически ведет к росту числа и объемов взяток на дорогах.
Да и Владимир Путин в свое время говорил, что в деле повышения безопасности дорожного движения необходимо в первую очередь строить новые дороги, отвечающие мировым требованиям по безопасности, во вторую очередь обеспечить оперативное прибытие «скорой помощи» к пострадавшим в ДТП и в третью — повышать качество подготовки водительских кадров. Заметьте, ни слова про ужесточение санкций для водителей.

К тому же посмотрите на состояние наших дорог: стоит раз проехать на автомобиле зимой или после дождя, как машина вместе с номерами мгновенно покрывается слоем грязи. Поэтому, мне кажется, проблема нечитаемых номеров высосана из пальца и к безопасности дорожного движения имеет очень отдаленное отношение.

ПЕШЕХОДЫ В ЦЕНЕ

В конце мая вступила в законную силу поправка в КоАП РФ, увеличившая наказание за непредоставление преимущества пешеходу на «зебре» с 300 до 1000 рублей. Как вы считаете, сколь обоснованно принятие этой нормы?
Игорь ЯКУШИН

— Что считать игнорированием пешехода на «зебре»? Если пешеход стоит на тротуаре у «зебры», а машина не остановилась, это можно считать непропусканием пешехода? С точки зрения сотрудника ГАИ — да. Но что, если этот самый пешеход и не думал переходить дорогу, а просто стоял и ждал приятеля?.. Или другой пример: в пяти метрах от машины на «зебру» ступил пешеход, водителю, чтобы остановиться, нужно с визгом оттормаживаться. Так что делать: давить на тормоз, рискуя получить удар от позади идущей машины, или спокойно проехать?..

На эти и многие другие вопросы из этой серии законодательство разъяснений не дает. А поскольку нет критериев для оценки данного правонарушения, то принятие столь жестких мер в отношении водителей я считаю необоснованным, ибо свободная трактовка этого «тысяче­рублевого нарушения» открывает перед недобро­совестными сотрудниками ГИБДД широкие возможности для личного обогащения.