Экспертиза

Ситуация, в которой вы оказались, весьма непростая, и без помощи квалифицированного юриста тут не обойтись.
Адвокат Алексей РЕУТ

ТЕМНОЕ ДЕЛО

Ночью ехал по неосвещенной загородной трассе и вдруг заметил, что на дороге валяется одежда. Резко ударил по тормозам, но остановочного пути не хватило, чтобы полностью затормозить. Когда вышел из машины, чтобы посмотреть, на что я наехал, пришел в шоковое состояние: это был человек… Поскольку он в результате ДТП умер, в отношении меня хотят возбудить уголовное дело. Обвиняют в том, что выбрал скорость движения без учета видимости, в результате чего погиб человек. Скажите, есть ли у меня шанс избежать уголовного преследования? Ведь, в конце концов, пешеход просто валялся на дороге…

Шамиль ЗУЛИЕВ

— Ситуация, в которой вы оказались, весьма непростая, и без помощи квалифицированного юриста тут не обойтись. Дело в том, что если вы будете все спускать на тормозах, то скорее всего вас признают виновным в нарушении ПДД и, как следствие, в причинении смерти человеку. Ведь Правила дорожного движения обязывают водителя выбирать скорость с учетом видимости дороги в направлении движения, чтобы остановочный путь автомобиля (расстояние, которое проходит автомобиль с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки транспортного средства) соответствовал видимости дороги. Поскольку человека вы все же переехали, можно говорить о том, что скорость вашей машины была несколько больше, чем позволяла видимость. И этого достаточно, чтобы признать вас виновным в причинении смерти человеку.

Если же вы наймете адвоката, то и у следователя, и у судьи вряд ли получится устроить «скоросуд»: дескать, виновен — и баста. При наличии грамотного адвоката можно доказать, что, даже несмотря на контакт автомобиля с пешеходом, водитель двигался с безопасной скоростью, ибо термин «видимость» относится к дороге, а не, например, к бетонному блоку или человеку. Человек в светлой одежде заметен на гораздо большем расстоянии, нежели пешеход в темных одеяниях.

Кроме того, в подобных случаях необходимо проводить ряд экспертиз, чтобы установить положение пешехода по отношению к машине в момент контакта, выяснить, был трезв или пьян погибший. Необходим и следственный эксперимент, который сможет ответить на вопрос, на каком расстоянии был виден человек. Потребуется также и судебно-медицинская экспертиза, чтобы узнать о времени и причине смерти пострадавшего (известны случаи, когда водители переезжали уже мертвых людей). И лишь на основании полученных данных можно будет делать выводы о виновности или невиновности водителя в смерти человека.

Вице-президент «Общества потребителей автотехники России» Антон НЕДЗВЕЦКИЙ

НЕ ЧЕКОМ ЕДИНЫМ…

Я владелец магазина по продаже автозапчастей. Регулярно сталкиваюсь с проблемой возврата товара ненадлежащего качества. По Закону РФ «О защите прав потребителей» я обязан принять товар независимо от того, сохранился у покупателя чек или нет. Но налоговая служба говорит другое: возврат товара должен быть оформлен только по специальной форме и при условии возврата покупателем кассового чека (в противном случае товар не считается возвращенным, налог за него все равно придется платить). В год на этом теряю до 20 тысяч рублей. Как быть?

Олег ВОЗНЕСЕНСКИЙ

— На самом деле никакой правовой коллизии нет. По Закону РФ «О защите прав потребителей» вы обязаны принять товар ненадлежащего качества даже без кассового чека. Фискалы об этом тоже знают и давным-давно издали на этот счет инструкцию по возврату товаров в случаях, когда покупателем был утерян кассовый чек. Если я не ошибаюсь, разработан даже специальный бланк заявления, который должен заполнить потерявший чек потребитель. Более полно на ваш вопрос смогут ответить в налоговой инспекции, где стоит на учете ваша фирма.

ГОЛОС ИЗ КОСМОСА

Моя знакомая недавно попала в ДТП (ее даже показывали в новостях): следуя указаниям навигатора, повернула налево и столкнулась с внедорожником, после чего въехала в будку ГИБДД. Как выяснилось, страховки не хватает, чтобы покрыть причиненный ущерб. Скажите, можно ли переложить груз финансовой ответственности на производителя или продавца навигатора? Ведь авария случилась из-за того, что этот прибор дал неправильный совет…

Савелий МАКАРОВ

— Предъявить претензии, конечно же, можно. Но шансы, что суд займет сторону вашей подруги, равны нулю. Использование навигатора не снимает с водителя обязанности выполнять требования дорожных знаков и разметки. Это то же самое, что спросить у пешехода, как проехать к Мавзолею Ленина, а потом, опираясь на его слова, игнорировать многочисленные «кирпичи», висящие на подступах к Кремлю, и бросающихся на капот машины сотрудников ГИБДД.

И давайте рассмотрим другой аспект: виновен ли в происшествии сам навигатор? Ведь это всего лишь прибор, который без загруженных в него электронных карт ничего не стоит. Здесь можно вести речь о некачественном программном обеспечении. И опять-таки есть нюанс: возможно, карты, которые закачаны в навигатор вашей подруги, нелицензионные или устаревшие. Ведь не виноваты производители программного обеспечения, что девушка не удосужилась обновить карту столицы!

Резюмируя, еще раз скажу, что претензии в адрес производителей навигатора или программного обеспечения беспочвенны, поскольку главное, чем должен руководствоваться водитель, находясь за рулем, это разметка, знаки и сигналы регулировщиков.

Кандидат технических наук, доцент МАДИ (ГТУ) Борис ГОРБУНОВ

КТО-КТО? «ЭКТО»!

На московских АЗС продается топливо с присадками. Не могли бы вы объяснить, в чем заключается его преимущество перед обычным?

Николай ЕФРЕМОВ

— Преимущество топлива, содержащего пакет присадок, заключается в том, что оно поддерживает оптимальный режим работы двигателя. Использование такого топлива позволяет снизить количество токсичных выбросов. Кроме того, заправляя уже смешанное с присадками топливо на фирменной АЗС, вы покупаете готовый продукт, ответственность за качество которого лежит на производителе.

В России моторные топлива с присадками представлены, в частности, на АЗС ЛУКОЙЛ. В топливо серии «ЭКТО» вводятся многофункциональные пакеты присадок с моющими и антикоррозионными компонентами для бензинов и антидымные добавки для дизтоплива. Такое горючее улучшает эксплуатационные и экологические характеристики мотора за счет поддержания двигателя в чистоте. Применение моторных топлив «ЭКТО» с присадками способствует безопасной эксплуатации автомобилей благодаря полному сгоранию и предупреждает преждевременный выход из строя систем бортовой диагностики. Кроме того, уменьшается износ системы впрыска топлива за счет отсутствия углеродистых отложений на инжекторе. Улучшенные экологические свойства новых моторных топлив обеспечивают значительное снижение выбросов канцерогенных веществ, соединений серы, азота и других вредных веществ.

КАЧЕСТВЕННЫЙ НЮАНС

Летом путешествую на машине за 300–400 км от столицы. Подскажите, различается ли топливо на АЗС Москвы и Московской области?

Андрей ИВАНОВ

— Топливо на АЗС Москвы и области, как правило, различается не только ценой, но и качеством. С удалением от столицы контроль за деятельностью АЗС несколько ослабевает. Соответственно падает качество продаваемого топлива. Самые высококачественные бензины и дизельное топливо с большой долей вероятности можно найти на фирменных автозаправочных комплексах крупных неф­тяных компаний. Они есть как в Москве, так и в области. В этом случае разницы в качестве топлива вы не ощутите. Важное условие поддержания фирменного уровня качества — многоступенчатый контроль топлива при его доставке от нефтеперерабатывающего предприятия до АЗС. Речь идет о проверке качества горючего как при отгрузке с НПЗ (с опломбировкой цистерны), так и после закачки в резервуары АЗС. Однако далеко не все компании тщательно заботятся о качестве топлива.

Лично я многие годы заправляюсь на АЗС ООО «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт», на которых действует система двойного контроля качества, признанная эффективной Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.