2922

Светофор: для всех один

На днях случился очередной юбилей. Светофора. 95 лет назад впервые установили. На перекрестке американского города Кливленда. Он был, правда, двухсекционным, с ручным переключателем. Несколько позже усовершенствовали
Другой американец — Гэррет Морган — сделал светофор трехсекционным и автоматическим. Президент и саксофонист Билл Клинтон воздал ему должное. Назвал отцом американской безопасности. На дорогах.
Поделиться

Другой американец — Гэррет Морган — сделал светофор трехсекционным и автоматическим. Президент и саксофонист Билл Клинтон воздал ему должное. Назвал отцом американской безопасности. На дорогах.  

Наш президент тоже воздал. Но не хвалу. А практически предал анафеме. Не светофор, а его производное. То есть безопасность на дорогах. Российских. Назвал 85% виновных. Носителей человеческого фактора. Ими оказались водители, автошколы и гайцы. В остальные 15% входят, наверное, состояние дорог и коррупция. И судьи, которые не хотят разбираться в тонкостях ДТП.  

 Не буду с ним спорить. Не потому, что он президент. А потому как прав. Мы, увы, привыкли. К ужасному. К тому, куда ведут наши дороги. Не к храму. А к могиле. На огромных российских просторах везде «дороги смерти». Более 30 тысяч трупов в год, включая детские. Плюс астрономическая сумма. В нагрузку. 5,5 триллиона (!) рублей. Это ущерб от ДТП. За последние пять лет. А нам все нипочем. Дураки?  

Но вернемся к светофору. На самом деле он не так прост. Он символ общественного договора. О совместном и равноправном использовании дорог всех рангов. То есть национальной дорожной сети. Он символ того, что улицы и дороги — общественное достояние. Они равнодоступны. На них не может быть водил первой или второй свежести. Водилы должны быть добронравными. Толерантными. Трезвыми. Психически здоровыми. Соблюдать ПДД. Обладать хорошими навыками вождения. Ездить на исправных авто. Если этого нет, то светофор светит «зеленым глазом». Открывая дорогу. На тот свет.  

И еще. Светофор — символ защиты личности. Прав гражданина. Личных прав. Что делает нарушитель общественного договора об использовании дорог? Покушается на личные права и свободы. Любого из нас. С советских времен повелось, что есть «дорожные права» начальства. Союзного или местного. Теперь «особые права» есть у чиновников, а также у правоохранителей, богачей, криминала, артистов и т.д. Вопрос в том, готовы ли мы отстаивать свои личные права и свободы. Хотя бы на дорогах.