Русский след “большой тройки”

И если есть желание немного разобраться в причинах, то у россиян для этого есть очень неплохие шансы. Ведь каждый из этих автогигантов попробовал сыграть свой сценарий и в России.
И если есть желание немного разобраться в причинах, то у россиян для этого есть очень неплохие шансы. Ведь каждый из этих автогигантов попробовал сыграть свой сценарий и в России. И тем самым невольно обозначил и уровень компетенции, и умение выстраивать стратегию, и способность противостоять обстоятельствам.

Первым в Россию пришел Ford. Причем что в 1929 году, построив нам (в 1932-м) на болоте завод, что в перестройку, на этот же завод вернувшись в роли стратегического партнера, а также первым поняв, что с нами кашу не сваришь и надо бы открывать собственное производство. Но, угадав стратегически верное направление, Ford поначалу сильно ошибся тактически и завод открыл в братской Белоруссии в деревне Обчаг. Благодаря белорусскому правительству проект провалился, завод закрылся. Но быстро оправился, убытки списал и пришел уже в Россию, по-взрослому и основательно, став первым, кто позволил себе построить настоящий завод. При этом продемонстрировав уважение к нам и понимание нашего менталитета, поставив на конвейер самый современный автомобиль Focus самого востребованного класса “С”. В итоге получается, что компания весьма толково выстраивает стратегию, умеет делать выводы из тактических ошибок, и не случайно, что на сегодня — единственная из “большой тройки”, кто отказался от финансовой поддержки американского правительства.

GM на такие решительные шаги в России не осмелился, хотя стратегически все понял верно. Но на пробу решил начать досборку в Елабуге бразильских Blazer. Выбранная машина похоронила затею целиком. Модель получила у нас несколько обидных кличек: “двухколесный”, “Е-Блейзер”. Попытка накачивать в Елабуге шины Opel Vectra опоздала, и псевдозавод закрылся. Второй заход на тему получился еще более корявым, хотя и стабильным. СП GM—“АвтоВАЗ” клепает страшненькую маломощную Niva, изо всех сил делая вид, будто это Chevrolet, и не любит вспоминать о позорном провале Opel Astra второго поколения, выпускавшемся под псевдонимом Chevrolet Viva. Досборка Cadillac в Калининграде получилась более приемлемой, но полугодовое ожидание запчастей веру в GM подорвало. И только в прошлом году концерн наконец-то повторил подвиг Ford и открыл нормальный завод в Шушарах. Но и тут не смог все сделать по-умному, зачем-то поставив на конвейер кроссовер Captiva. Последний шанс GM в России — дотянуть до старта производства нового Chevrolet Cruze.

Вывод: свои ошибки GM понимает правильно, но работает над ними нерасторопно, постоянно совершая новые. То есть его сегодняшнее трагическое положение и процедура банкротства с распродажей активов вполне закономерны.

Chrysler Россию испугался и в итоге проспал. На сегодня у него в нашей стране скромная дилерская сеть, смехотворные продажи, невменяемая ценовая политика, полное неумение стратегически мыслить, видеть перспективу, анализировать ошибки и высокая степень зазнайства. И не случайно, что Chrysler из “большой американской тройки” чувствует себя хуже всех.