6083

Машина бремени

Принятый на днях технический регламент “О безопасности колесных транспортных средств” запомнился трудящимся запретом на кенгурятники и отменой репрессий в отношении правого руля. Но дочитавшие почти пятисотстраничный документ до конца уже уяснили — иностранную машину надо покупать сейчас.
Поделиться

Принятый на днях технический регламент “О безопасности колесных транспортных средств” запомнился трудящимся запретом на кенгурятники и отменой репрессий в отношении правого руля. Но дочитавшие почти пятисотстраничный документ до конца уже уяснили — иностранную машину надо покупать сейчас. Если таковая уже есть, то запасаться запчастями.

Из истории вопроса — еще на стадии разработки автотехрегламент вызвал море гнева среди обладателей авто с непатриотичным рулевым управлением. Дело в том, что Министерство промышленности и торговли при подготовке документа рассматривало возможность запрета автомобилей с рулем, расположенным справа, как не отвечающих нормам безопасности. Противники такой меры справедливо возмущались: в Дальневосточном федеральном округе, “праворульном” чуть менее, чем полностью, уровень ДТП не особо отличается от среднероссийского. Не увидев соответствующего запрета в подписанном премьер-министром РФ документе, протестно настроенные автовладельцы возрадовались: отстояли свою нетрадиционную рулевую ориентацию! Но рано: увесистый документ стоило бы прочитать внимательнее. Ведь “на транспортном средстве не должны устанавливаться фары ближнего света, предназначенные для дорог с левосторонним движением”.


Это означает, что владельцам подобной техники придется менять оптику таким образом, чтобы фары лучше освещали не правую, а левую сторону дороги. Подобная настройка — дело весьма тонкая, кроме того, она стоит некоторую сумму денег… Впрочем, японский бог с ними, с этими праворульными машинами. В свежеиспеченном техрегламенте есть пункты, которые касаются кармана всех российских авто- и мотовладельцев (!).

Один в поле — дилер

— Цена на запчасти и автомобили обязательно вырастет. По карману автолюбителей будет нанесен чувствительный удар, — считает Леонид Ольшанский, вице-президент “Движения автомобилистов России”. Он уверен, что таковыми будут неминуемые последствия нового технического регламента. Президент московского отделения Федерации автомобилистов России Сергей Канаев поясняет: сертификация ввозимых в страну автомобилей и компонентов к ним по новым правилам станет довольно затратным делом для дилеров, особенно мелких. Но и это еще полбеды. Хозяйке на заметку: владельцы небольших автодилерских фирм и фирмочек в обозримой перспективе выпадают из категории завидных женихов. В техрегламенте четко сказано, что зарубежный производитель может иметь в России только одного официального дилера: “изготовитель, не являющийся резидентом РФ, должен иметь единственного представителя в РФ”. По замыслу авторов документа, так проще следить за качеством поставляемой в Россию техники. А то развелось тут мелких поставщиков, они возят в страну непонятно какие железяки, а потом люди в авариях гибнут. Пресечь! Один автопроизводитель — один дилер: и самих машин, и запчастей к ним.

— Сейчас при таможне аккредитовано 249 фирм “белого списка”, которые могут ввозить в Россию автомобили. На самом деле собственников у этих фирм гораздо меньше, так что они просто спокойно поделят представляемые марки машин между собой. А вот мелкие независимые фирмы, которые разбавляли монополизацию, уйдут с рынка. Иные же юридические лица могут привезти один автомобиль одной марки раз в 12 месяцев, — говорит Канаев.

Таким образом, западные компании будут поставлены в условия, при которых лишатся возможности выбрать нескольких дилеров, чтобы они конкурировали между собой. Если же появится компания, которая предложит производителю лучшие дилерские условия, то сможет ли тот быстро разорвать контракт с прежним партнером? Куда смотрела Федеральная антимонопольная служба при подготовке этого постановления, непонятно. Канаев прогнозирует, что в результате таких мер цены на запчасти поднимутся на 15—20%, предсказать же рост стоимости новых иномарок не берется: “Выше того, что осилит покупатель, автомобиль все равно стоить не может”.

Еще один нюанс — кому будет выдвигаться претензия, если причиной аварии будет признана некачественная деталь? Судя по регламенту — дилеру, хотя ответственность за свою продукцию несет именно изготовитель. Кроме того, судебная практика такого рода в России крайне скудна. Наверное, потому что основные причины ДТП в стране — это превышение скорости, выезд на полосу встречного движения, несоблюдение очередности проезда и правил проезда пешеходных переходов, несоблюдение дистанции, пьянство за рулем и нарушение правил перевозки детей. Как видите, некачественных машин в этом перечне нет.

“Атаман с урядником на джипе с кенгурятником…”

На фоне мер по борьбе с конкуренцией остальные пункты техрегламента, конечно, меркнут. Но сами по себе они, безусловно, любопытны. Так, ввозимые грузовики и автобусы должны иметь русифицированный интерфейс и совместимость с навигационной системой ГЛОНАСС. Перешить бортовой компьютер современной иномарки теоретически можно. Практически — сложнее, но все же это более выполнимое требование, чем поддержка российского ответа GPS — хотя бы потому, что никто толком не знает, как эти приемники будут выглядеть. Правда, норма о русификации вступает в силу только с 2013 года. А там, глядишь, и с ГЛОНАСС чего прояснится. Кроме того, техрегламент запрещает использование “выступающих вперед частей конструкции, крепящихся к бамперу или другим элементам передней части, изготавливаемых из стали или других материалов с аналогичными характеристиками”. Так что кенгурятники теперь тоже будут вне закона, как, к слову, и лобовые стекла с трещинами.

А теперь вспомним, что все эти меры, безусловно, снизят число погибших в авариях. В Минпромторге подсчитали: снижение ущерба от ДТП в результате введения техрегламента о безопасности колесных транспортных средств может составить не менее 10%, или более 36 млрд. руб. ежегодно. На каких методиках основывались авторы такого прогноза, не уточняется.

В общем, положение дел оказалось гораздо серьезнее, чем запрет на кенгурятники. Фитосанитарный и таможенный протекционизм мы уже проходили, на очереди — технический. Постановление, по сути, делает иномарки еще менее доступными, так что россиянам придется готовиться к новым расходам. Документ вступит в силу через 12 месяцев после подписания, так что у антимонопольщиков еще есть время с ним познакомиться. Но больше всего огорчают не собственно неуклюжие попытки поддержать российских автопроизводителей, а пафос, с которым они подаются. После вступления в силу техрегламента по безопасности российские дороги вряд ли будут меньше поливаться кровью.