Рулетка со шлагбаумом

Приближаясь к “перекрестку” с железной дорогой, смутное чувство тревоги, как утверждают социологи, испытывает каждый второй водитель. Любой оборудованный шлагбаумом и светофором российский железнодорожный переезд — это хитрая и коварная ловушка.
Приближаясь к “перекрестку” с железной дорогой, смутное чувство тревоги, как утверждают социологи, испытывает каждый второй водитель. Ибо каждому второму, даже если он намерен неотступно следовать правилам проезда через пути, по опыту известно: любой оборудованный шлагбаумом и светофором российский железнодорожный переезд — это хитрая и коварная ловушка.

А каждый попавший в нее нередко — игрок в рулетку…


Прямо поедешь — “коня” потеряешь

Казалось бы, перекрестком, то есть местом пересечения дорог на одном уровне, вполне можно было считать пересечение не только автомобильных дорог, но и автомобильной дороги с железной. Ан нет… Законодатель тщательно разделил такие “перекрестки”, предусмотрев при их пересечении и разные права водителей, и разные обязанности, и разную ответственность.

Вот в этом разделении и затаилась каверза.

Итак. Каждому водителю, если он приближается к пересечению дорог, дано право знать, когда примерно разрешающий зеленый сменится на запрещающий желтый, ибо зеленый перед сменой начинает, прощаясь, моргать. Оценить обстановку и вовремя остановиться (равно как и успеть на разрешающий проехать) не составляет труда.

На “перекрестке” железнодорожном аж до самого “покраснения” светофор предательски молчит. Очнуться он может в любую секунду, без предупреждения. Если в момент его пробуждения приближающийся автомобиль окажется перед светофором — это счастье водителя: у него еще есть шанс остановиться.

А если наравне, когда полкорпуса машины ровно там, где быть теперь никак нельзя?

В позиции “наравне” всякому водителю приходится в панике выбирать: пятиться ли назад (что едва ли возможно по причине наличия позади транспорта), двигаться ли вперед — навстречу притаившемуся инспектору ДПС — или оставаться на месте, чтобы получить шлагбаумом по “голове”.

Тут как в сказке: налево пойдешь… направо пойдешь… Все одно: или “коня”, или “права” потеряешь.
Как правило, большинство водителей в замешательстве невольно выбирают худший вариант: лишение права управления на срок аж до полугода за выезд на железнодорожный переезд. Куда ж деваться!
А все потому, что зеленого, а тем более — зеленого мигающего сигнала, способного упредить, на железнодорожном переезде нет.

Там сразу оживает красный.

На перекрестках обыкновенных, не железных дорог Правила дорожного движения позволяют водителю, чтобы не прибегать к экстренному торможению, проехать его на желтый сигнал светофора. Мудро… А то ведь можно невзначай подставить зад “КамАЗу”.

Эх, хорошо бы пользоваться столь умной нормой и перед “перекрестком” с “железкой”. Хорошо бы, но нельзя: правилами не предусмотрено. Да и желтого сигнала на светофорах у переездов нет.
Там сразу оживает красный.

Министерство путей сообщения сообщает, что “все путем”

…Еще в те годы, когда ведомство, отвечающее за перевозки по железным дорогам, называлось Министерством путей сообщения СССР, а правительство именовалось Советом министров СССР, в Правила дорожного движения ими была внедрена (и по сей день остается неизменной!) поистине странная норма: на переездах устанавливается не светофор, а его подобие — с одним-единственным сигналом. Причем — с крайне непредсказуемым поведением.

Правда, в чью-то “светлую” голову пришла “выдающаяся” мысль, которую немедля и записали в ПДД: “одновременно с красным мигающим сигналом светофора может подаваться звуковой сигнал, дополнительно информирующий участников движения о запрещении движения через переезд”.

Может подаваться… А может — и нет… Впрочем, и проку от него тоже нет, ведь раздается он не заблаговременно (выполняя роль мигающего зеленого или желтого), не до включения красного сигнала, а вместе с ним. И рассчитан, видимо, на слепых.

Вне всяких сомнений — при несоизмеримо более высокой степени ответственности за нарушение правил проезда через железную дорогу, чем за проезд обыкновенного перекрестка, адекватными степени ответственности должны быть и условия проезда через железнодорожные пути. Иначе говоря: если уж нет технической возможности оперативно включить в светофоры дополнительные секции хотя бы с одним — предупреждающим — сигналом, то следовало бы — для начала — хотя бы обеспечить включение звукового сигнала не одновременно с красным (когда уже дергаться поздно…), а до.
Чтобы каждому было понятно: есть звук, значит, через несколько мгновений будет и свет.
И на рожон, стало быть, лучше не лезть…

P.S. По данным статистики, в прошлом году за нарушение правил проезда железнодорожных переездов — выезде на пути под запрещающий сигнал светофора — в России были привлечены к ответственности (вплоть до лишения права управления) 130 тысяч 545 водителей.

По данным экспертов, около 30 процентов из них наказаны за нарушение, избежать совершения которого по вышеизложенным причинам не представлялось возможным…