Кредит и лимузину не вредит

Попытки оживить отечественную экономику происходят по разным направлениям. Если банкам государство в той или иной форме предоставляло дополнительную ликвидность, то в автомобилестроении российскому правительству, было чем воспользоваться из зарубежного опыта.
Попытки оживить отечественную экономику происходят по разным направлениям. Если банкам государство в той или иной форме предоставляло дополнительную ликвидность, то в автомобилестроении российскому правительству, было чем воспользоваться из зарубежного опыта. Речь идет о стимулировании покупательского спроса через льготное автокредитование.

Государственная программа выдачи льготных кредитов для покупки автомобилей стартовала в России в апреле нынешнего года. К тому времени всем уже было ясно, что одной из наиболее пострадавших отраслей экономики окажется автомобильная промышленность. Ведь в отличие от продуктов питания или одежды замена старого автомобиля новым не является острой необходимостью. Тем более если старое авто находится в достаточно приличном состоянии.

Продажа автомобилей в кредит в докризисные времена в России была достаточно популярной. И для того чтобы поддержать отечественных автопроизводителей, государство решило облегчить финансовую нагрузку на покупателей. Первоначально условия автокредитования были не особенно льготными. Во-первых, устанавливался верхний порог цены — 350 тысяч рублей. И было необходимо внести первый взнос в размере не менее 30% от стоимости автомобиля. Взамен государство компенсировало по выданным кредитам банкам, участвующим в программе, 2/3 ставки рефинансирования ЦБ. По прогнозам Минпромторга ожидалось, что к концу 2009 года количество таких кредитов российскому населению должно было достигнуть 100 тысяч штук. Но с апреля и до августа количество выданных кредитов оставалось по-настоящему жалким — по разным оценкам, осчастливленными оказались от 5,5 тысячи до 6 тысяч автовладельцев.

В середине августа условия для покупателей новых авто стали гораздо более комфортными. Потолок стоимости автомобилей подняли с 350 до 600 тысяч рублей, а первоначальный взнос снизился вдвое — теперь его минимальный размер снижен с 30% до 15%. Все остальные финансовые условия остались прежними. Разве что увеличилось количество банков, допущенных к реализации программы. Поднятие ценового порога сразу сделало модельный ряд автомобилей, подпадающих под действие льготного кредитования, существенно шире. В нем теперь представлены Skoda Octavia, Volga Siber и Chevrolet Cruze, а также “коммерческие” FIAT Ducato и Doblo, горьковские “Газели” и Volga Sibe, всего 50 различных моделей. Осталось неизменным и условие, согласно которому программа работает лишь для машин, собранных на территории России.

За август количество прокредитованных покупателей авто выросло почти на 7 тысяч человек, а в сентябре — еще на 9 тысяч. По последним данным, которыми располагает Минпромторг, к середине октября машину по кредитам с льготными условиями приобрели 43 263 покупателя. Вместе с тем банки не кредитуют всех подряд из-за того, что программа стала государственной. За этот же период кредитными организациями были отклонены 35 441 заявка на выдачу льготного кредита. И вот недавно министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина объявила, что программа, призванная оживить отечественный автопром, может быть изменена в самой принципиальной составляющей. Не исключено, что действующие ныне ограничения по максимальной стоимости машины могут быть вообще сняты.

Сейчас в России выпускается достаточно много автомобилей, которые при всем желании нельзя отнести к продукции для той категории населения, которая нуждается в финансовой поддержке. Например, вряд ли в господдержке столь явно нуждаются покупатели, желающие приобрести BMW 3-й и 5-й серий, внедорожники Hummer, Chevrolet TrailBlazer и Tahoe, кроссоверы BMW X3, X5, X6 или авто марки Cadillac, которые собираются в Калининграде.

Вряд ли мера по разграничению программы даст эффект и в отношении повышения количества проданных по подобным льготным автокредитам машин. Скорее он может быть достигнут при уменьшении первоначального взноса или компенсации со стороны государства не 2/3, а хотя бы 75% ставки рефинансирования. В этом случае можно было бы ждать оживления по продажам за счет привлечения дополнительного контингента покупателей из относительно малоимущих слоев. Для которых и Lada — вполне достойный автомобиль. В качестве дополнительного стимулирования покупок, а значит и производства, можно рассматривать и новую программу по компенсации при сдаче в утилизацию старых автомобилей.Кстати, как заявил глава Минпромторга Виктор Христенко эта программа будет распространяться не только на отечественные, но и на подержанные импортные авто.