Как заработать на автохламе?

Россиянам, которые надеялись уже в начале следующего года сдать свою старую машину в утиль и получить за нее 50 тысяч рублей, придется запастись терпением. Российский аналог программы “деньги за драндулеты” начнет работать не раньше конца февраля — начала марта 2010 года.

Россиянам, которые надеялись уже в начале следующего года сдать свою старую машину в утиль и получить за нее 50 тысяч рублей, придется запастись терпением. Российский аналог программы “деньги за драндулеты” начнет работать не раньше конца февраля — начала марта 2010 года. И поучаствовать в ней смогут далеко не все обладатели “автохлама”. А что же должны будут предпринять “счастливчики”, которым светит стать обладателями утилизационных сертификатов? “МК” узнал подробности подготовки программы.

Между тем правительственная программа льготного автокредитования физических лиц скорее всего будет работать и в следующем году. Как заявил вчера на встрече с журналистами в Минпромторге РФ директор Департамента автомобильной промышленности Алексей Рахманов, такое соглашение с Минэкономики и Минфином уже есть. Хотя в аппарат правительства документ еще не поступил, сомнений в том, что он будет отклонен, совсем немного.


Основные же параметры программы автоутилизации, оглашенные еще осенью, остаются неизменными. Как и тот факт, что получить за свою развалюху 50 тыс. руб. смогут далеко не все россияне. Изначально предполагалось, что программа охватит 19 регионов. По словам Рахманова, сейчас Минпромторг продолжает с ними диалог, выясняя, насколько они могут и хотят поучаствовать в благом деле освобождения планеты от автохлама. Пока эксперты ведомства посетили 9 потенциальных утилизационных площадок в четырех регионах. Они расположены в Москве, Московской области, Нижнем Новгороде и Самаре. Проблема в том, что некоторые “металлоломщики” привыкли работать с голыми остовами авто. Например, они не умеют правильно сливать из машин опасные жидкости. Насколько некоторые из них готовы купить специальное (кстати, довольно немудреное) оборудование, чтобы сделать на своих предприятиях “полный цикл” утилизации, пока тоже неизвестно. Впрочем, в Минпромторге считают, что доступ россиян к программе, ограниченный перечнем регионов, — ситуация нормальная.

— Скидки в магазинах — это акция, за ними мы порой готовы ехать далеко. Так почему же сейчас говорится, что равный доступ к экспериментальной программе утилизации — чуть ли не конституционное право? Этой программой мы ставим задачу создания системы утилизации, помогаем правительству стимулировать спрос и даем россиянам скидку — в определенных местах, — заявил журналистам Алексей Рахманов. — Мы понимаем, что эксперимент идет со скрипом, но его надо начинать.

Действительно, оргмоменты хорошую идею притормаживают. Напомним, ранее было озвучено, что ее параметры должны были быть согласованы до конца декабря. Но сейчас в министерстве надеются, что неясности с утилизационными площадками прояснятся в феврале-марте. И хотя программа, по которой автовладелец сдает на утилизацию свою машину возрастом от 10 лет и старше и получает за это сертификат на скидку в 50 тыс. руб. при покупке новой отечественной легковушки, еще находится в разработке, кое-кто ее уже “успешно” реализует. Особо предприимчивые граждане в некоторых городах продают доверчивым соотечественникам места в очереди на утилизацию.

— Не хочется делать кормушку из этого эксперимента, — прокомментировал Рахманов разговоры о повышенной “взяткоемкости” начинания. По его словам, ГИБДД обещает контролировать процесс выдачи сертификатов — проверять базу данных снятых с учета машин. Кроме того, министерство запустит интернет-портал, где можно будет посмотреть оперативные количественные данные программы, а также то, в какой регион отданы те или иные сертификаты. Не исключено, что к контролю процесса присоединятся и страховщики — чтобы следить, не сдал ли их клиент автомобиль, за который уже выплачена страховка, например, после аварии.

Машину надо будет снять с учета в ГИБДД, пригнать к утилизатору, получить у того сертификат и (самое приятное) идти с ним в дилерский центр — выбирать новую машину и получать скидку. На все эти действия вместе или одно из них можно выписать доверенность дилеру. Насчет транспортировки вопрос, кстати, пока не решен. Придется или нанимать грузовик для перевозки, или (с нарушением законодательства) гнать снятую с учета машину своим ходом. Напомним, по условиям программы машина должна быть на ходу и находиться в одних руках не менее года.

При этом ограничений по утилизации в одном регионе для жителей другого в принципе не будет, кроме правительственных квот на количество машин. Напомним, в рамках программы планируется переработать порядка 200 тыс. “драндулетов”.