Маршрутка несогласных

“С 1 января 2010 года в Москве больше не будет иностранцев — водителей коммерческих маршруток”, — заявил глава столичного Департамента транспорта и связи Василий Кичеджи еще в декабре 2009 года. На первый взгляд это — понятное желание городских властей сделать маршрутки безопаснее. Но кто тогда будет возить москвичей?

“С 1 января 2010 года в Москве больше не будет иностранцев — водителей коммерческих маршруток”, — заявил глава столичного Департамента транспорта и связи Василий Кичеджи еще в декабре 2009 года. На первый взгляд  это — понятное желание городских властей сделать маршрутки безопаснее. Но кто тогда будет возить москвичей? “МК” решил разобраться в ситуации.

Утро около метро “Тушинская”. На улице сильный туман, автобусы и “Газели” едут очень медленно, включив освещение. Около выхода из метро рядком стоят маршрутные такси. В одном из них сидит водитель явно среднеазиатского происхождения.  


— Здравствуйте, у нас тут спор был — говорят, что с первого января всех иностранных водителей прогонят…  

— Да? Что-то не слышал. Не знаю, я вот пока шоферю, и ничего.  

И другие опрошенные нами водители — по их собственному признанию, гастарбайтеры — говорили то же. Мол, о запретах не слышали, как работали, так и работаем.  

— Те водители-иностранцы, у которых не истекло разрешение на работу, будут продолжать ездить, — пояснил ситуацию исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свечников. — Одним словом, единовременного исчезновения всех иностранных водителей не произойдет. Может, это и к лучшему, так как даст время коммерческим перевозчикам подстроиться к новым правилам.  

Естественно, компании-перевозчики без особой радости встретили такую инициативу столичного департамента. Особенно разозлил тот факт, что квоты на иностранных водителей не продлили только им. “Мосгортранс”, по их сведениям, оставил в своих рядах водителей-нероссиян.  

— К конкуренции мы относимся адекватно, если условия адекватные, — прокомментировала ситуацию пресс-секретарь одной из компаний-перевозчиков. — В сложившейся ситуации с квотами мы видим прямое нарушение статьи 15 Закона “О защите конкуренции”, так как “Мосгортранс” получает явное преимущество.  

Московский транспортный союз хочет подать жалобу в ФАС на действия столичного департамента. Сделать это пока не удается из-за того, что многие перевозчики до сих пор так и не получили официального отказа в предоставлении квот на водителей-иностранцев.  

Сейчас в Москве работает около 1840 водителей не из России. Это 23% от общего количества маршруточников. Понятно, что существуют мелкие перевозчики, которые работают полулегально или вообще незаконно. Подсчитать их количество довольно сложно, они как нарушали закон ранее, так, судя по всему, и продолжат нарушать.  

Между тем вакансия водителя в Москве стоит на первом месте. Как рассказали “МК” в Департаменте труда и занятости Москвы, столице сейчас требуется 2357 водителей автобусов, 826 водителей троллейбусов, 141 водитель трамвая и почти 4500 водителей маршрутных такси. Безработных же водителей всего около 200. Да и у тех нет работы из-за недостаточной квалификации: кто-то слишком молод, у кого-то стаж маленький.  

Где перевозчики найдут новых работников — непонятно. Москвичи идти шоферить на “Газели” не стремятся — об этом говорят данные биржи труда. И если легальных водителей маршруток — иностранцев в ближайшее время станет меньше, скорее всего резко увеличится число водителей нелегальных. Москвичам же, которые хоть и не хотят, но вынуждены пользоваться их услугами, останется уповать лишь на массовое появление новых маршруток от “Мосгортранса”, которые были запущены в конце 2009-го. Но их пока на улицах очень мало.