Гаишникам закрутили гайки

Подрабатывать на трассе в неурочное время, да еще на собственной машине, не смогут теперь недобросовестные гаишники. И даже добросовестные перестанут вести себя как шпионы-недоучки, прячась в кустах, скрывая спецокраску и спецсигналы на патрульном авто.

Подрабатывать на трассе в неурочное время, да еще на собственной машине, не смогут теперь недобросовестные гаишники. И даже добросовестные перестанут вести себя как шпионы-недоучки, прячась в кустах, скрывая спецокраску и спецсигналы на патрульном авто. А еще инспектора теперь будут трудиться под лозунгом “руки прочь от прокуроров, следователей и судей”. Утвержденные на днях поправки в административный регламент по работе дорожно-патрульной службы сделают работу ГИБДД более открытой и снизят напряженность в отношениях гаишников и водителей.

Новшеств, по сути, три. Первое: теперь водители, даже если они нарушили правила, могут не останавливаться по требованию гаишника, который работает на патрульном автомобиле без спецокраски.  


— Этот пункт направлен против вымогателей в погонах, — говорит вице-президент Движения автомобилистов России, почетный адвокат Леонид Ольшанский. — Многие сотрудники и в рабочее, и в нерабочее время, и на собственной машине, и на машине родственников собирали на дороге “урожай”. Теперь же остановить нарушителя и оформить административный протокол могут только наряды, которые стоят на посту ДПС или которые работают на автомобилях со спецокраской. В регламенте не сказано, как быть, если на трассе стоит один инспектор без машины. Вроде, согласно закону о милиции, гражданин по требованию человека в форме должен остановиться. Но поскольку регламент позволяет усомниться в законности действий гаишника с машиной без опознавательных знаков, то я бы рекомендовал тем более теперь не останавливаться по требованию того, кто патрулирует без авто. Вообще обновленный регламент запрещает гаишникам прятать свои “опознавательные знаки” — спецсигналы и спецокраску. Однако авторы регламента все-таки дали лазейку инспекторам с наклонностями разведчиков. В документе сказано, что инспектор вправе открыть багажник, который может загородить вид на спецокраску и спецсигналы машины, в случае если у него там установлен прибор. Уверяю вас, теперь у всех он будет лежать исключительно в багажнике…  

Второе новшество: кануло в Лету само понятие скрытого патрулирования. Это когда гаишник прятался в кустах и неожиданно, словно чертик из табакерки, выскакивал пред машиной, скажем, превышающей скорость. Частенько вместо инспекторов так делали бандиты, одетые в их форму и со светящимися жезлами в руках. Вообще теперь четко прописано, что автомобиль со спецокраской должен стоять таким образом, чтобы все его видели и могли предотвратить нарушение. Если гаишник вышел на службу ночью, то он должен занять пост не где-нибудь, а на освещенном участке дороги и иметь при себе помимо светящегося жезла еще и светоотражающее снаряжение.  

— Однако и тут не все чисто, — вздыхает Ольшанский. — Регламент разрешает инспекторам “уходить в тень”, когда видимость ограничена естественными переломами рельефа, поворотами и элементами обустройства улично-дорожной сети. То есть теперь гаишники будут прятаться за кочками и за остановками.  

В-третьих, регламент защитил от произвола сотрудников ГИБДД спецконтингент — следователей, работников прокуратуры, депутатов и судей. Помните, как пару лет назад в Новосибирске рядовой гаишник остановил машину прокурора и надел на него наручники? Отныне подобное будет невозможным. Сотрудники ГИБДД перестанут чувствовать себя царьками, а само ведомство — государством в государстве.  

— Представим, что машина виляет, как заяц, а когда ее останавливают, голова водителя падает на руль, — рассуждает Леонид Дмитриевич. — Если у него “корочка”, гаишник должен предложить ему сесть на пассажирское сиденье и доставить домой. Потом инспектор напишет рапорт своему начальнику, а тот уже отправит представление в прокуратуру, суд и т.д., где работает нарушитель. И пусть там с ним разбираются. Кстати, это не значит, что теперь всем представителям спецконтингента будет вольница. Среди совершенных ими нарушений на дороге пьянка составляет всего 1%, а все остальные — превышение скорости. Так вот вдруг человек ехал на оперативное задание? Так что пусть его руководство решит, наказывать его или для начала предупредить.  

От произвола на дороге теперь защищены и иностранцы. Согласно регламенту сотрудник ДПС имеет право проводить осмотр транспортного средства заморского гостя только на основании ориентировок. Требования типа “откройте капот или багажник” недопустимы. Если же гаишники имеют основания сделать досмотр, а не осмотр, то они обязаны пригласить понятых и составить соответствующий протокол.