Дитя ветра

Она стала своеобразным ответом на знаменитый переднеприводный Citroёn Traction Avant с несущим кузовом. Однако при ее создании конструкторы «Peugeot» старались избежать применения сложных и дорогостоящих технических решений.
Она стала своеобразным ответом на знаменитый переднеприводный Citroёn Traction Avant с несущим кузовом. Однако при ее создании конструкторы «Peugeot» старались избежать применения сложных и дорогостоящих технических решений.

Несмотря на классическую схему с расположенным спереди двигателем и задними ведущими колесами, Peugeot 402 оказался передовым во многих отношениях. Хотя он и не являлся оригинальной разработкой: французские дизайнеры откровенно вдохновлялись американским Chrysler Airflow, появившимся на свет всего годом ранее — в 1934-м, но получился по-французски изящным и утонченным. Кузов стал ниже и лишился выступающих подножек, его линии стали более зализанными, чем у «американца». И, конечно же, особенную роль в формировании собственного «лица» автомобиля играли расположенные под фальшрадиаторной решеткой сдвоенные передние фары: компания «Peugeot» стала первой, кто воплотил подобное дизайнерское решение на серийной модели.

Аэродинамика сделала свое дело: машина массой 1195 кг с двигателем мощностью каких-то 55 л.с. разгонялась до приличных 125 км/ч! Эффективные барабанные тормоза на всех колесах с гидравлическим приводом хорошо справлялись со своей задачей. Коробка передач предлагалась в двух вариантах: механическая трехступенчатая с синхронизированными второй и третьей передачами и с рычагом, выведенным на переднюю панель, а также четырехступенчатая с электромагнитным переключением системы Cotal. Передняя подвеска являлась независимой на рычагах и пружинах, задняя представляла собой цельную балку заднего моста, подвешенную на четырех четвертьэллиптических рессорах. С 1938 года на Peugeot 402 начали устанавливать дизельный двигатель, а модификация Peugeot 402B оснащалась мотором с увеличенным до 2142 куб. см рабочим объемом и с алюминиевой головкой блока цилиндров — его мощность составляла уже 63 л.с. По желанию заказчика в салоне монтировались радио и отопитель. Последний оказался весьма кстати: когда немцы начали зимнюю кампанию в России в 1941 году, большие партии Peugeot 402 перебрасывались из Франции на Восточный фронт. Там они пригодились: водители изо всех сил старались сберечь машины с «печкой».

Мощная стальная рама поз­воляла делать различные кузова, причем не только на самом заводе, но и в различных кузовных ателье. Peugeot 402 выпускался с кузовами седан, купе, родстер и кабриолет, причем последний мог иметь как мягкий складной тент, так и жесткую крышу, которая убиралась в пространство за задними сиденьями — такая модель получила собственное имя Eclipse. Причем вначале подобные «кабриолеты» даже оснащались электроприводом складывания крыши, но впоследствии из-за слабой надежности его сменил простой механический привод.

Но даже успехи быстро ставшей популярной модели не смогли успокоить руководство компании «Peugeot», и год спустя после презентации Peugeot 402 появился еще более обтекаемый и аэродинамический экземпляр. Сейчас такой автомобиль назвали бы концепт-каром, а тогда, в 1936 году, его именовали просто — «прототип».

Отцом Peugeot 402 Andreau стал известный инженер-аэродинамист Жан Андро, которому компания «Peugeot» поручила применить его идеи на 402-й модели.

Маркетинга в те годы еще не было, поэтому Андро не был связан никакими финансовыми ограничениями, всецело отдавшись созданию более отточенного варианта 402-й модели. Результатом его трудов стали пять экземпляров с необычными кузовами, один из которых представили на Парижской автомобильной выставке в октябре 1936 года. В описании автомобиля можно было прочесть, что «компания «Peugeot» впервые проектирует обтекаемый кузов. Для этого легкового автомобиля был создан профиль кузова с линиями, соответствующими законам аэродинамики, и в то же время соответствующий требованиям комфорта для пассажиров».

Аэродинамический Andreau спроектирован на стандартном шасси модели 402 с рядным четырехцилиндровым двигателем объемом 1991 куб. см и коробкой передач с электромагнитным переключением системы Cotal. В проектах существовал и более мощный двигатель V8, но он так и остался на бумаге. Коэффициент аэродинамического сопротивления у Peugeot 402 Andreau равнялся 0,36 — неплохой показатель, до которого многие автопроизводители доберутся только после войны. Выдающийся «хвостовой плавник» в задней части кузова дал повод назвать автомобиль словечком Nautilus, вызывающим ассоциации с подводной лодкой. В силуэте кузова сократились все вертикальные подъемы — за счет устранения такой «вертикальности» у машины повысились равновесие на высоких скоростях и устойчивость в поворотах. За счет обтекаемого кузова увеличилась и сама скорость, а расход топлива снизился на 30%.

Все шесть экземпляров Жан Андро сделал разными. В основном это касалось остекления — на одном из автомобилей он умудрился поставить даже панорамное лобовое стекло, а стойки кузова от раза к разу делал все тоньше и тоньше.

Но, несмотря на свое совершенство и красоту, Peugeot 402 Andreau так и остался всего лишь необычной страничкой в истории фирмы. Производство самой модели 402 было прекращено в 1942 году. В послевоенные годы компания «Peugeot» станет достаточно консервативным автопроизводителем с устоявшимся модельным рядом, но часто лишенным таких вот маленьких гениальных ходов, способных провоцировать страсти, даже если это делается в ущерб финансовым соображениям.