Взялись за старое

Программа утилизации старого автотранспорта в обмен на денежную субсидию пошла семимильными шагами. Корреспонденты “МК” поехали вместе с простым автовладельцем получать новую машину, купленную по государственной программе, и выяснили, что автосалоны восприняли ее как хороший способ подзаработать.

Программа утилизации старого автотранспорта в обмен на денежную субсидию пошла семимильными шагами. Люди погнали свой автохлам в автосалоны, рассчитывая получить новые машины с обещанной 50-тысячной скидкой. Корреспонденты “МК” поехали вместе с простым автовладельцем получать новую машину, купленную по государственной программе, и выяснили, что автосалоны восприняли ее как хороший способ подзаработать.

— За программой мы следили давно, узнали про нее из телевизора, наверное, с полгода назад, — рассказывает владелица “шестерки” 1984 года выпуска Эмма Капырина. — Ждали начала и подбирали альтернативу нашим старым “Жигулям”. Салон выбирали по принципу что ближе к дому. Остановились на одном — на Сормовской улице, что в паре кварталов. Позвонили туда, за неделю все уточнили.  


По словам г-жи Капыриной, по телефону ей сказали, что привозить старую машину в день старта программы, 8 марта, не нужно, так как они будут еще не готовы. Посоветовали приехать числа девятого. Но...  

— Из новостных сообщений я узнала, что многие повезли свои авто в сервисы сдавать их на утилизацию, — сообщила Эмма, — желающих было так много, что у салонов было не припарковаться. Я испугалась, что могут прекратить принимать машины из-за дефицита парковочных мест, и повезла своего “старичка” прямо восьмого. Встретили меня без особого энтузиазма. “Зачем приехали? Мы же сказали, что завтра”, — заявил мне менеджер. Но я надавила и заставила принять машину.  

Менеджер взял у г-жи Капыриной 3 тысячи рублей за переработку автомобиля, также они подписали две доверенности: на право утилизировать и на возможность снять машину с учета. Кроме того, оформили предварительный договор на покупку новой машины.  

Первоначальные бюрократические процедуры были завершены, и началось томительное ожидание. А одновременно, практически сразу, начались неприятности.
 
 Буквально на следующий день позвонил менеджер и сказал, что стоимость выбранного нового авто выросла на 10 тысяч рублей. Телефонные препирательства ничего не дали. Стоимость нового автомобиля в автосалоне сбрасывать отказались, а окончательное выяснение решили перенести на день покупки.  

Через 10 дней после сдачи старых “Жигулей” Эмме позвонили из салона и сказали, что все готово и можно приезжать оформлять покупку.  

За “УАЗом” модели “Патриот” (именно его решили купить взамен старой машины) поехали с самого утра. Менеджер встретил покупателей с заспанным лицом. И худшие подозрения подтвердились. Первоначальная цена выросла с 595 до 605 тысяч рублей. Приговор окончательный и обжалованию не подлежит.  

Дальше — больше. Менеджер “в качестве подарка” предлагал бесплатный кожаный салон. Но обивка-то, может, и бесплатная, а вот за установку надо отдать 7 тысяч. Тут же выяснилось, что машина поступила не совсем в той комплектации, как предполагалось. Мол, в багажнике установлены дополнительные посадочные места — за них нужно отдать еще 4 тысячи. А еще у машины уже сделан антикор дна — извольте доплатить за него 10 тысяч.  

— Позвольте, мне все это не нужно, — заявила упрямая клиентка.  

С боями и препирательствами удалось вычеркнуть из списка “подарков” кожаный салон. Часть дополнительного оборудования также списали.  

Но все равно стоимость автомобиля оказалась значительно больше, чем клиентка рассчитывала первоначально. Причем деваться в такой ситуации уже некуда. Минтранс, отвечающий за проведение кампании, не предусмотрел возможность утилизации авто в одном центре и покупки машины в другом. Формально это не запрещено, но механизм не отработан, и реально сделать этого нельзя. Таким образом, выбрав определенное место, автовладелец оказывается привязан к нему, без возможности передумать. Дилеры, как мы выяснили, пользуются этим в своих корыстных интересах: можно повысить цену, всучить полный пакет ненужного оборудования. Ведь водитель никуда не уйдет, он уже отдал салону своего старого “железного друга”.  

Мы обратились в одну из столичных компаний — участниц госпрограммы с просьбой рассказать о том, как проходит утилизация, с позиции дилера.  

— После оформления с покупателем всех бумаг мы занимаемся снятием машины с учета и отправкой ее на утилизацию, — сообщил “МК” начальник комиссионного отдела одной столичной дилерской компании Руслан Буденный, — на все уходит примерно 15 дней. Клиент платит нам только за переработку. Затраты на доставку старого автомобиля на завод, где его уничтожат, ложатся на государство.  

В конце у дилера остается свидетельство об утилизации с отметками сотрудника ГИБДД и работника фабрики. Эта бумага в заполненном виде как раз и дает право на 50-тысячную скидку, документ отдают владельцу.  

После заключения сделки мы отсылаем полный пакет документов в Минтранс, где их проверяют. Через 14—30 рабочих дней нам должны перечислить деньги назад. На всю эту программу правительство выделило определенную сумму. На сайте Минтранса есть онлайн-счетчик. Он показывает, на утилизацию какого количества авто еще есть деньги. Вначале было что-то около 200 тысяч, сейчас осталось 190.  

По стечению обстоятельств, как раз в тот момент, когда мы приехали еще в один салон, оттуда как раз увозили старые машины на утилизацию. Их подцепляли механической “рукой” и со скрежетом отправляли в кузов грузовика. В один грузовик влезает 6 машин.  

Интересно, что некоторые старые машины выглядят довольно неплохо. Жалко было смотреть на старую “Волгу” ГАЗ-24 почти в идеальном состоянии, с родными хромированными колпаками и работающим ламповым приемником.  

Ну а в целом хорошая идея превратилась в средненькую. С одной стороны, автовладельцы действительно оживились. Но они оказались фактически беззащитны перед жадностью дилеров. Если их козням, как наша героиня Эмма, активно не противостоять, то в итоге новая машина со скидкой может выйти даже дороже, чем без нее.