Плюхи от бляхи

“Мою машину во дворе поцарапал, как утверждают свидетели, мусоровоз. Обнаружив повреждения, я сразу же вызвала сотрудников ГАИ. Они наказали меня штрафом в тысячу рублей за то, что я не выставила знак аварийной остановки. Это законно?”

“Мою машину во дворе поцарапал, как утверждают свидетели, мусоровоз. Обнаружив повреждения, я сразу же вызвала сотрудников ГАИ. Они наказали меня штрафом в тысячу рублей за то, что я не выставила знак аварийной остановки. Это законно?” Мария СКОБЕЛЕВА. 

Нет, незаконно. Как гласит пункт 2.5 ПДД, обязанность при дорожно-транспортном происшествии не трогать с места транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки возлагается на водителя, причастного к ДТП.  


Таким образом, если в момент совершения дорожно-транспортного происшествия вы не управляли автомобилем, то есть — не являлись его водителем, подобные требования Правил дорожного движения к вам не относятся.  

Стало быть, если правилами не предусмотрена обязанность, нет и не может быть наказания за ее невыполнение.

“После того как на светофоре загорелся зеленый сигнал, я повернул направо. Меня тотчас же остановил инспектор ДПС и заявил, что разрешающего сигнала поворота на светофоре не было — надо было, мол, дождаться включения боковой стрелки. Но в темноте дополнительной секции на светофоре видно не было. Неужели о наличии стрелки надо догадываться?” Василий СМОЛЬЯНОВ. 

Нет, не надо. В наличии дополнительной секции со стрелкой вы должны быть уверены, иначе в ожидании ее включения вы могли бы простоять на перекрестке до утра. А такую уверенность вам должен был дать пункт 6.4 Правил дорожного движения, в котором сказано: о наличии дополнительной секции со стрелкой водителей должна информировать черная контурная стрелка (или стрелки), нанесенные на основной зеленый сигнал светофора.  

Иными словами: если на зеленом сигнале светофора нарисованы черные стрелки, указывающие разрешенное направление движения) как правило — прямо и налево), будьте уверены: где-то в темноте скрывается дополнительная секция, загорание которой зеленой стрелкой позволит вам совершить правый поворот.

“На выезде из двора никаких предупреждающих знаков я не заметила и в результате выехала на улицу против движения. Инспектор ДПС остановил меня, составил протокол и сказал, что меня теперь лишат права управления. Прав ли инспектор?” Ольга ПАНАРИНА. 

Важно понять: предупреждающих знаков не было вовсе или же они просто не были вами замечены? Если знак, предупреждающий о выезде на дорогу с односторонним движением, был установлен, но его требования по неосторожности вами выполнены не были, то возбуждение дела в отношении вас следует считать обоснованным.
Однако в подобных ситуациях знак, предупреждающий о выезде с территории двора на дорогу с односторонним движением, должен устанавливаться лишь в одном случае: как гласит ГОСТ 5229-2004, для обозначения выезда на дорогу с односторонним движением перед всеми имеющими сквозной проезд боковыми выездами на дорогу.  

То есть если, двигаясь по дороге с односторонним движением, водитель въехал во двор, не имеющий сквозного проезда, и вынужден будет возвращаться на дорогу через тот же въезд, то знак, предупреждающий о выезде на дорогу с односторонним движением, устанавливать, как считает законодатель, не имеет смысла. Предполагается, что водитель должен помнить, с какой именно дороги — имеющей одностороннее или двухстороннее движение — он въехал во двор. Если же по территории двора организовано сквозное движение, то знак на выезде должен быть установлен в обязательном порядке, ибо в отсутствие иных признаков невозможно будет установить, что выезд осуществляется на дорогу с односторонним движением.  

Законодатель, увы, не предусмотрел, что во двор может въехать один водитель, доподлинно знающий, с какой именно дороги он свернул во двор, а выезжать со двора — другой, не ведающий о наличии на выезде со двора дороги лишь с односторонним движением…

“После аварии моя машина оказалась на трамвайных путях и мешала проезду трамваев. Вместе с другим участником аварии мы откатили мой автомобиль к обочине. Но потом я испугался, что меня обвинят в оставлении места ДТП, и вернул автомобиль на место. В результате мы прождали три часа, и трамвайный парк потребовал у меня огромную сумму — компенсацию недополученной от перевозок прибыли. Выходит, что из двух зол надо было выбирать меньшее? А какое?” Сергей КАНАШКИН. 

У вас был шанс избавить себя от возмещения причиненного трамвайному парку ущерба, если бы вы вспомнили: Правила дорожного движения в одном случае позволяют убрать к обочине поврежденные в результате ДТП транспортные средства и у обочины ожидать прибытия сотрудников милиции, а в двух случаях — и вовсе не вызывать инспекторов ДПС на место аварии. И в каждом из них ваши действия не могли быть квалифицированы как оставление места ДТП, а трамвайный парк не имел бы к вам финансовых претензий.  

Итак, случай первый. Если при дорожно-транспортном происшествии движение других транспортных средств становится невозможным, то (как гласит пункт 2.5 ПДД) водители, причастные к ДТП, обязаны сообщить о случившемся в милицию, зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортных средств, следы и предметы, относящиеся к происшествию, принять меры к их сохранению и организации объезда места происшествия, записать фамилии и адреса очевидцев, освободить проезжую часть и уже на обочине ожидать прибытия сотрудников милиции.  

Случай второй. Водители, причастные к дорожно-транспортному происшествию, если в результате ДТП нет пострадавших, при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося могут (как сказано в пункте 2.6 ПДД), предварительно составив схему происшествия и подписав ее, прибыть на ближайший пост дорожно-патрульной службы или в орган внутренних дел для оформления происшествия.  

Случай третий. Если в ДТП участвовали не более двух транспортных средств, авария не привела к гибели людей или причинению вреда их здоровью, гражданская ответственность обоих участников ДТП застрахована в соответствие с законом “Об обязательном страховании гражданской ответственности…”, оба участника согласны в оценке полученных повреждений и сумма ущерба, подлежащая возмещению по ОСАГО, не превышает 25 тысяч рублей, вызывать сотрудников ГАИ или обращаться в их подразделение для оформления аварии водители не обязаны.  

Для этого вам и второму участнику ДТП достаточно было заполнить соответствующее извещение (приложение к полису), на всякий случай выявить и записать данные свидетелей, после чего на абсолютно законном основании и, на радость трамвайному парку, оставить место дорожно-транспортного происшествия.