Диалектика формулы

Хотя, быть может, мы просто еще не привыкли созерцать такую динамику заездов «королевских гонок».

 Хотя, быть может, мы просто еще не привыкли созерцать такую динамику заездов «королевских гонок».

Ибо езда с дозаправками или без — это примерно как в футболе счет 2:2 или 0:0 (все равно ничья, но с четырьмя голами как-то веселее). Так и дозаправки вносили в заезды динамику и интригу, хотя к концу серии очень часто пелетон выстраивался в том же порядке, что и до ее начала. Но тем не менее иногда удачные пит-стопы позволяли совершать «заочные» обгоны. Что ж поделаешь, не так просто в современной «Формуле-1» обгонять, приходится дожидаться ошибки соперника или технической неисправности. Такое впечатление, что современные трассы и машины сделаны для того, чтобы обгонов не было. Логично. Научились защищаться, теперь нужно почаще обгонять. Вот это, видимо, было бы наиболее перспективным направлением развития «Формулы-1». Берни Экклстоун сетует, что сейчас слишком многое отдано в руки команд, которые чрезмерное внимание уделяют технической стороне, а ведь «королева автоспорта» — это прежде всего зрелище. Передовое и высоко­технологичное, но зрелище прежде всего. Не так уж, вероятно, были неправы советские газеты, когда называли формулистов «гладиаторами двадцатого века». «Хлеба и зрелищ!» — кто осмелится не согласиться, что эта формула жива и эффективна до сих пор? А насчет тактики… Если раньше команды пользовались дозаправками, то теперь нужно играть на их отсутствии. А уж безопасность с отменой дозаправок выросла намного. Кстати, уже появилась идея сделать два обязательных пит-стопа… А еще можно воспользоваться опытом американских гонок и при каждом удобном случае (или почти без оного) выпускать на трассу пейс-кар. По несколько раз за гонку. Если кому-то и правда слишком скучно…  


Новая очковая система также еще получит свою долю критики, к ней нужно привыкнуть и не забывать брать с собой калькулятор: считать теперь сложнее, с двадцатью пятью-то очками за первое место! Система расширяет диапазон очковой зоны, и большее количество команд и пилотов могут завоевывать зачетные баллы, но при этом цена очка или факта попадания в очки нивелируется. Шаг своевременный. При том что команд стало больше, процент способных завоевать очки по старой системе, судя по всему, наоборот, упал. А дать надо всем… хоть поне­многу. Иначе расстроятся и убегут. Не команды, так спонсоры, а в пелетоне и без того недобор.  

Ну, за последнее обстоятельство, наверное, стоит все-таки винить не только американцев, но и федерацию, а также бардак с реформами лета прошлого года. «US F1» так и не успела подготовиться к сезону, а «Stefan GP», объединившуюся с «Toyota», не допустили до старта, несмотря на то что она явилась в Бахрейн. Увы, но после того как FIA отказала в приеме заявки, альянс «Stefan» с «Toyota Motorsport» распался. То есть машин, базы и технологий у них больше нет. По-прежнему есть надежда на объединение с «US F1»: союз на текущий сезон создать не удалось, возможно, удастся на следующий.  

«US F1», со «Stefan» или без, судя по всему, придется заново участвовать в тендере на старт в следующем году и, кроме того, еще и отвечать за нарушение Договора согласия за нестарт в этом. Заявки на новый конкурс принимаются до 15 апреля, и, наученная горьким опытом, FIA будет определять не только команду-победительницу, но еще и запасного участника, чтобы избежать недобора. Из сумевших все-таки стартовать новичков пока наиболее убедительно выглядела «Lotus Racing» под руководством Майка Гаскойна. Было бы странно, если бы хорошие результаты показал HRT (экс-«Campos»). Уже чудо, что конюшня, которую экстренно возглавил Колин Коллес, вообще вовремя вышла на старт...  

Естественно, начало сезона, когда новые болиды предстали открыто во всей красе, не обошлось без технических скандалов. И снова яблоком раздора стали диффузоры и тому подобные девайсы. Больше всего упреков получил «McLaren» за новое вентиляционное приспособление и диффузор, а также «Mercedes GP» и некоторые другие персонажи — за диффузоры, идущие супротив этого самого «духа». Контора (FIA) пишет к нему уточнения.  

Как и в прошлом году, в начале сезона за разрешениями на доработку двигателя обратилась «Renault» и по многим пунктам добилась успеха. А «Renault» — это и команда нашего Виталия Петрова, и мотор одной из ведущих ныне команд («возмутительно быстрой команды!», по словам Льюиса Хэмилтона) «Red Bull».  

Несмотря на то что начало сезона упрекали в отсутствии зрелищности, рейтинги «королевы автоспорта» взлетели до небес. И в первую очередь за это стоит благодарить Михаэля Шумахера. Аудитория выросла ни много ни мало вдвое — как в Германии, так и в мире. Конечно, не только благодаря «уже не красному» Барону. В России, например, количество зрителей заметно увеличилось также благодаря участию российского пилота…