7938

Слепит, но не светит

Почему запретили ксенон?
Любой хозяин авто мечтает, чтобы его лошадка служила верой и правдой как можно дольше, а для этого иногда пытаются усовершенствовать конструкцию, изменить дизайн. Хотя лучшее, как известно, враг хорошего.
Поделиться

Изображение Слепит, но не светит

Любой хозяин авто мечтает, чтобы его лошадка служила верой и правдой как можно дольше, а для этого иногда пытаются усовершенствовать конструкцию, изменить дизайн. Хотя лучшее, как известно, враг хорошего. Фантазии отечественных кулибиных ограничивает закон. Тем не менее в технический надзор ГИБДД Московской области поступает ежедневно до нескольких десятков звонков с жалобами и требованиями разрешить установку ксенона, тонировку лобового стекла и только что не пятого колеса.

Запрет на использование нештатного ксенона был принят в нашей стране еще в 2005 году. Но с недавних пор наличие самостоятельно установленных газовых ламп грозит автовладельцу лишением прав на срок от 6 месяцев до 1 года. Как пояснили в ГИБДД, самостоятельно установленные фары “нарушают условия обеспечения безопасности дорожного движения вследствие целого ряда физических и технических факторов”.  


На официальном сайте ГИБДД РФ опубликовано “Разъяснение об использовании ксеноновых фар”, согласно которому управление автомобилем с установленными в фарах “газоразрядными источниками света”, не предусмотренными конструкцией авто, должно квалифицироваться сотрудниками ГИБДД как правонарушение, предусмотренное статьей 12.5.3 Кодекса об административных правонарушениях. Статья предусматривает наказание в виде лишения водительских прав на срок до года. До сих пор установка ксенона не рассматривалась сотрудниками ГИБДД как нарушение.  

Напомним, что руководитель Госавтоинспекции Московской области генерал-майор Сергей Сергеев вопреки мнению главы ГИБДД РФ выступил против облав на автомобили граждан, оснащенные так называемым “колхозным” ксеноном, мотивировав свое решение тем, что установление законности ксеноновых ламп возможно лишь при наличии специальных технических средств, которыми автоинспекторы не обладают.  

Газоразрядные (ксеноновые) лампы в автомобильной оптике стали популярны у водителей несколько лет назад. Основные отличия от ламп накаливания — более яркий свет при меньшей потребляемой мощности, а также необычный оттенок излучения (к примеру, ярко-синий или белый). В РФ продаются комплекты в основном корейских и китайских производителей для установки ксеноновых ламп в любой автомобиль стоимостью от 3 тыс. руб. Для того чтобы ксеноновые фары не слепили встречных водителей, на заводе авто оборудуют оптикой со специальным отражателем и стеклом.  

О легитимности применения ксеноновых источников света, какие можно ставить фары, а какие — нет, мы решили поговорить с начальником технического отдела УВД ГИБДД МО подполковником Алексеем Нестеровым.  

— Это действительно серьезная проблема. Выявление таких транспортных средств у нас в Подмосковье осуществляется госинспекторами технического надзора ГИБДД при проведении государственного технического осмотра, а также в рамках специальных мероприятий. Хотел бы обратить внимание автомобилистов на то, что заводская комплектация автомобиля является наиболее надежной и конструктивно проработанной. Если завод-изготовитель укомплектовал автомобиль такими источниками света — это один вопрос. А вот если мы наблюдаем попытки самодеятельных переделок, то можно не сомневаться: результат будет только хуже. Может быть установлена некачественная подделка — либо некомпетентное вмешательство приведет к тому, что произойдет ухудшение качеств системы освещения, небезопасное для других участников дорожного движения. Что касается конкретно ксенона, на данный момент этот вопрос еще дорабатывается. Но совершенно точно могу сказать: для тех, кто устанавливает оборудование не заводского производства, последствия будут очень серьезные.  

При прохождении техосмотра все обладатели самопального ксенона равны — независимо от выложенных за него денег. Инспекторы ГИБДД смотрят на соответствие фар той модели автомобиля, на которую они установлены. И на маркировку, регламентирующую разрешенный для них тип источника света.  

— За самовольное нарушение конструкции автомобиля владелец может быть лишен права управления автомобилем на полгода, но это должен решить судья, что требует времени, — пояснил Нестеров. — У сотрудника ГИБДД есть право снять номерные знаки с автомобиля сразу, на месте. Следовательно, водитель в течение суток может автомобиль отогнать на стоянку, чтобы исправить нарушение. Ну и, соответственно, следует конфискация этой оптики.  

В ГИБДД объявили: автомобиль с такими фарами попросту не пройдет плановый техосмотр. Водители нервничают и ищут решение в автосервисах. Ну а те уже предлагают новую услугу.  

У автосервисов, занимающихся “колхозным” ксеноном, работы после его запрета меньше не стало. Раньше был поток из желающих поставить газоразрядные лампы, теперь — из желающих снять. Для тех же, кто хочет произвести тюнинг оптики, несмотря ни на что, появились новые самопальные технологии. При помощи подручных средств за 30 тысяч рублей родные галогеновые фары превращается в “почти штатные” ксеноновые. Но с ними пройти ТО тоже довольно сложно.  

Столь строгие меры не случайны. По мнению врачей, чрезвычайно яркий свет встречных фар на неосвещенной ночной трассе очень опасен — может привести к ослеплению, дезориентации и в конечном счете к аварии. Офтальмологи заявляют: жалобы водителей на нехватку света от штатных галогеновых фар, чем обычно и мотивируется установка ксенона, — как правило, симптом серьезных заболеваний органов зрения. При которых гораздо целесообразнее пересесть в кресло пассажира или ходить пешком.  

Руководство областного ГИБДД распорядилось не щадить никого и лишать водителей прав за езду на автомобиле с нештатными газоразрядными (ксеноновыми) лампами в фарах прямо на дороге.  

На дороге невозможно выяснить, предназначена ли конкретная фара для ксеноновой лампы, уверен президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. По его словам, это новый повод для взяток и коррупции, формального запрета на эксплуатацию ксенона нет.  

Впрочем, законность столь жесткого наказания за установку ксеноновых ламп в обычные фары уже подтвердил Верховный суд, признав несостоятельными доводы лишенного прав жителя Казани Александра Расковалкина, доказывавшего, что его ксеноновые лампы полностью соответствуют действующему ГОСТу.