Печаль моя светла

В зарубежных автомобильных компаниях царит праздничное оживление, паразитирующие на теме аналитики потирают руки и спешат с красивыми прогнозами: подведены итоги первого квартала, согласно которым рисуется замечательная картинка преодоленного кризиса, возрастающих продаж и внезапно навалившейся прибыли.

В зарубежных автомобильных компаниях царит праздничное оживление, паразитирующие на теме аналитики потирают руки и спешат с красивыми прогнозами: подведены итоги первого квартала, согласно которым рисуется замечательная картинка преодоленного кризиса, возрастающих продаж и внезапно навалившейся прибыли.

Хотя есть и такие, у кого по-честному все хорошо. У «Hyundai Motor» чистая прибыль за первый квартал составила $1 млрд. При этом подразделение компании KIA из кризиса вышло еще раньше, с прибылью закончив 2009 год.  


Весьма успешно идут дела у «Daimler AG». За первый квартал тут заработали 612 млн. евро, что особенно радует на фоне убытков прошлогоднего первого квартала в 1,28 млрд. евро. Причем вся финансовая радость случилась за счет легкового подразделения, то есть благодаря «Mercedes» вообще и новому Е-class в частности. Кстати, объем продаж увеличился на 21% (4 027 000 автомобилей).  

Красиво открыли карты французы из PSA Peugeot Citroёn. Они объяснили народу, что продажи по итогам первого квартала выросли на 27%, что осчастливило фирму доходом в $18,84 млрд.  

А «Volkswagen» как раз из тех, кто напрямую о результатах на всякий случай не говорит, но все равно пытается радоваться успехам, согревая иллюзией преодоленного кризиса кредиторов, инвесторов и партнеров. В официальном сообщении компании говорится, что в складчину все бренды — «Audi», «Skoda», SEAT и «Volkswagen» — увеличили в первом квартале продажи на треть.  

Оригинально поступили американцы. Им до благоденствия еще далеко, но порадовать кредиторов чем-то надо обязательно. Поэтому «General Motors» пошел на чрезвычайно смелый шаг и внезапно выплатил правительствам США и Канады $8,1 млрд. И хотя остался должен еще $53,4 млрд., все сразу сделали вид, что поняли, насколько успешно идут у концерна дела, и тут же поверили в грядущий успех и скорейшее полное выздоровление. «Chrysler» тоже посчитал себя обязанным чем-то порадовать окружающих и объявил об операционной прибыли в $143 млн. Звучит внушительно и позитивно. Но на самом деле чистый убыток компании в январе-марте 2010 года составил $197 млн. Да и операционная прибыль — это всего лишь финансовый результат от всех видов деятельности до уплаты налога на прибыль и уплаты процентов по заемным средствам. И только «Ford» блестяще отметился, лаконично сверкнув прибылью в $2,1 млрд.  

И что лежит в основе красивых отчетов (за исключением сказок «Chrysler»)? Неужели кризис на самом деле позади? Отчасти да, но, как в анекдоте, есть нюанс. В основе этих цифр находится все-таки не рост продаж в чистом виде. Большинство концернов сэкономили деньги на рабочих, уволив лишних, сократили рекламу, продали или просто закрыли нерентабельные производства и, что особенно заметно по нашему рынку, зверски подняли цены на товар. Все это вместе взятое (а также помощь государств) и помогло выйти на прибыль, в том числе и операционную.