Капот, краска, начало века

Каждый из нас нет-нет да и обратит внимание в бесконечном московском потоке машин на броский рисунок на капоте. Волки, тигры, леопарды, кадры из фильмов, портреты, танки, самолеты — выбор неограничен. Еще совсем недавно такой рисунок был редкостью, а сейчас аэрография — вполне модное и недешевое столичное увлечение.
Каждый из нас нет-нет да и обратит внимание в бесконечном московском потоке машин на броский рисунок на капоте. Волки, тигры, леопарды, кадры из фильмов, портреты (встречаются самые разные), танки, самолеты — выбор неограничен. Еще совсем недавно такой рисунок был редкостью, а сейчас аэрография — вполне модное и недешевое столичное увлечение.

Игорь Козинов и его коллега по мастерской аэрографии Сергей Джулаев делают по-настоящему эксклюзивные рисунки. Мне показывают обычный “Смарт”. Машина неновая, но в нее вложили столько работы, что цена ее удвоилась как минимум.

Следующий экспонат — уже нечто особенное, хотя с аэрографией не связано. “Бентли” обтянули буйволиной кожей. Скажете — подумаешь, салон кожей обтянули? А вот и нет — обтянули “Бентли” кожей снаружи. Причем кожей, тисненной вручную “под крокодила”. Это призвано выражать следующую глубокую мысль: крокодилы охотятся на буйволов, кожа выполнена “под крокодила”, а значит, этот “буйвол” крокодилам отомстил. Стоит сущие “копейки” — 2 млн. рублей. И 9 месяцев работы.

По всей мастерской, словно рыцарские щиты, развешаны капоты автомобилей. На каждом — уникальный рисунок. Это работы художников из разных городов России, Украины и Беларуси, выполненные для всероссийского конкурса “Мастер аэрографии”.

А началось все в XIX веке, когда в США некий изобретатель запатентовал достаточно нехитрое приспособление — аэрограф. Это, попросту говоря, металлическая трубка, в которую подается сжатый воздух и краска. Аэрограф снабжен распылителем с различными дюзами. Вот при помощи этого прибора и наносится краска на поверхность. Изобретение сначала “задвинули” в дальний ящик, а вспомнили о нем лишь в 40-е годы XX столетия и стали применять для оформления рекламных щитов, а затем и для автоаэрографии. В Россию она пришла в конце 1990-х.

Художники считают, что развитию этого направления, как ни странно, отчасти помог кризис. Расценки на обычные художественные работы снизились, надо было искать источник доходов. Вот и подвернулась аэрография.

Как все делается? Чаще всего сначала на компьютере создается эскиз. Затем он переносится на автомобиль. Кузов автомобиля оклеивается, заводское лаковое покрытие подготавливается к покраске. Затем наносится рисунок, и все “задувается” аэрографом. Таких слоев делается несколько, в зависимости от сложности рисунка. В конце рисунок сверху покрывают лаком и затем полируют. Цены варьируются. Базовая — 500 долларов за деталь. Но все зависит от сложности и целей. Ведь зачастую услугами автоаэрографов пользуются для того, чтобы обезопасить “тачку” от угона (приметную не уведут). Таких любителей “раскраски” примерно 30%. Остальные подходят к тюнингу своего авто уже “с фантазией”. Самой дорогой на памяти художников была работа над “Хаммером Н-2”. Драконы на этом внедорожнике обошлись владельцу в 500 000 рублей. Кстати, тот “Смарт”, о котором речь шла вначале, “делался” 2 месяца. И обошелся в 10 тыс. долларов. Название данного шедевра — “Дворцовый неомодерн”. Хозяйка “Смарта” называет его “Карета для принцессы”. Остроумно и не лишено резона.

Из наиболее часто встречающихся сюжетов можно назвать следующие: животный мир, космос, архитектура, кино, портрет, фэнтези. Если говорить о гендерных предпочтениях, то “девочки” предпочитают цветы, узоры, животных. “Мальчикам” ближе скорость во всех ее проявлениях, агрессия. Поэтому “пацанские” сюжеты изобилуют драконами, тиграми, спортивными темами. Все как в жизни. Всякие танки, сражения и проч. Игорь Козин вспоминает такое “полотно”, как автобус, украшенный изображением Куликовской битвы.

В этой же мастерской существует и своя “школа”. Здесь ученики за две недели и за 25 тысяч рублей могут научиться азам аэрографии. Сначала на планшете, затем на более или менее простых объектах. Учат многому: консистенции краски, методике работы с аэрографами. И буквально на третий день учебы доверяют что-нибудь изобразить. Большинство выпускников используют полученные навыки для реализации личных творческих идей. Скажем, майку захочется сделать человеку эксклюзивную — пожалуйста. Или стену в квартире оформить. Кстати, мастера аэрографии оформляют не только автомобили. Часто приходят клиенты с просьбой раскрасить, скажем, компьютерную мышку или сотовый телефон. И стоит относительно недорого, и подарок эксклюзивный. Украшают также мото- и велошлемы, велосипедные рамы, даже хоккейные шлемы. Тут все зависит от фантазии и пожеланий заказчика. Единицы все же находят себя в автомобильной аэрографии. Хотя это трудный хлеб.

При этом только в Москве количество мастерских, специализирующихся на аэрографии, почти не поддается учету. Кстати, в России аэрография более востребована, нежели в других странах. В той же Америке, когда туда приезжают наши художники, любят поахать над качеством работы русских мастеров. Там такой уровень практически невостребован. А все потому, что, как это ни парадоксально, живут богаче. На Западе или, скажем, в Японии давно относятся к автомобилю только как к средству передвижения. Заморачиваться над вещью, которую через пару-тройку лет выкинешь, особого смысла нет. Возможно, и мы придем к тому же. Если повезет.