Родстер для народа

Отношение к этому направлению деятельности у автомобильных коллекционеров спорное.

Отношение к этому направлению деятельности у автомобильных коллекционеров спорное. Естественно, поборники «чистого искусства» считают подобное занятие недостойным, отдавая предпочтение оригиналам, а не копиям. Другие, наоборот, рады лицезреть «живьем» то, что когда-то казалось навсегда потерянным. Такова и судьба «бродяги». Единственный экземпляр модели изготовили на опелевском заводе в Рюссельсхайме весной 1938 года и уже готовили к серийному производству, но военная доктрина Германии спутала автопроизводителю все карты. Страна готовилась к войне, и положение со сталью не обещало быть радужным: дефицитный прокат распределяли чуть ли не по заявкам, расходовать дорогущий металл на родстеры практичные и расчетливые немцы сочли неэкономным. Так или иначе, но именно недостаток стали сейчас называют основной причиной того, что Opel Kadett Strolch не дошел до конвейера, оставшись лишь прототипом. Затем началась война, в хаосе которой родстер и затерялся. Но каким-то чудом в заводском архиве остались фотографии, по которым уже в XXI веке удалось воссоздать автомобиль.


«Донором» для него стал обычный Opel Kadett, серийно производившийся с 1937 по 1940 год и растиражированный в количестве 74 206 экземпляров. Выпускался Kadett в двух модификациях: основной c индексом К38 и в упрощенном варианте под обозначением KJ38. Буква J расшифровывалась как Junior. Во второй половине тридцатых Opel Kadett — один из самых массовых и доступных немецких автомобилей. Цена закрытого двухдверного варианта с самой простой комплектацией составляла всего лишь 1795 рейхсмарок, а четырехдверный вариант стоил 2340 (для сравнения: топ-модели Mercedes-Benz оценивались в 20 000—25 000). Естественно, такой автомобиль открыл путь к массовой автомобилизации, причем не только в Германии, но и в Советском Союзе: после окончания войны и до конца пятидесятых годов модель Kadett K38 выпускалась Московским заводом малолитражных автомобилей под маркой «Москвич», так что в фас этот родстер вполне узнаваем и на одной шестой части суши.


Техническая составляющая модели незамысловата: кузов несущей конструкции у К38 и лонжеронная рама у простенького KJ, рядный четырехцилиндровый мотор мощностью 23 л.с., трехступенчатая коробка передач, зависимая задняя подвеска на продольных рессорах. Передняя подвеска существовала в двух вариантах: KJ38 довольствовался балкой с рессорами, а у К38 стояла независимая подвеска системы Дюбонне с пружинами в цилиндрах. Последняя являлась настоящим фирменным новшеством, по мягкости и плавности хода ей не находилось равных среди германских машин. Инновацией во внешнем облике Opel Kadett стали передние фары, интегрированные в пространство капота (у многих моделей в те годы фары еще стояли отдельно на крыльях). Обтекаемо и красиво смотрелись округлая облицовка радиатора и покатая задняя часть с кофром-багажником. Машина разгонялась до 98 км/ч, расходуя в среднем 7,8 литра на 100 километров пробега. Неплохой показатель даже для сегодняшнего дня! В общем, к сердцам простых немецких бюргеров такой автомобиль быстро нашел свой путь.


Естественно, при постройке реплики с поиском «донора» никаких проблем не возникло — им стал седан модификации KJ38. Именно на рамном шасси «младшего» Opel Kadett и планировали когда-то производить двухместный вариант (рама гораздо прочнее несущей конструкции). Намного сложнее оказалось воссоздать сам родстер с его неповторимой задней частью кузова, используя лишь несколько старых изображений и общий вид, ведь подробные чертежи «бродяги» до наших дней не сохранились. Кстати, старые фотографии подсказали и оригинальный цвет кузова, в который Strolch покрасили в 1938 году: сложный спектральный анализ распознал пылающе-красный оттенок. Такой же цвет фигурировал и в рекламных проспектах фирмы, которые уже успели напечатать до того, как решение о свертывании проекта было принято. Все элементы задней части и складной крыши пришлось вычерчивать заново, как и конструировать внутренние усилители несущего кузова, ведь «донор» изначально не был кабриолетом. Полностью оригинальной выполнили и комплектацию — без бамперов, колпаков, но с центральной фарой-искателем. Именно в таком исполнении и выпускался вариант с индексом KJ38.


Сегодня, глядя на этот красный родстер с таким заманчивым и зовущим в дорогу именем, нетрудно догадаться, кто мог бы стать его покупателями: молодежь, люди творческих профессий, любители автотуризма, столь распространенного в Германии тридцатых годов… Цена машинки для двоих вряд ли была бы высокой, ведь Opel Kadett — автомобиль для народа, а не для элиты. Но доплатив небольшую разницу между седаном и родстером в пользу последнего, человек мог получить практически машину своей мечты — броскую, пижонскую, необычную. Дать широкому кругу потребителей доступный автомобиль мечтает чуть ли не каждое правительство, этот пункт можно найти во многих политических программах самых разных режимов ХХ века. Как правило, народу «дарили» самый простой и утилитарный вариант в виде четырехместного седана для семьи — ячейки общества. А вот порадовать обывателей чем-то ярким и неординарным получается далеко не у всех. Двухместный Strolch так и не стал отрадой для немецкого народа, за него это сделали другие авто­производители, но в истории марки «Opel» он навсегда останется яркой страницей.