Нерыночная арифметика

Ситуация на рынке новых автомобилей в стране все больше похожа на историю с Черкизоном. Как и полагается, большинство продавцов делают вид, что у них все отлично и даже еще лучше, товар свеж, востребован и обоснован в цене, а на самом деле — хоть торговлю закрывай.

По официальным данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в России (АЕВ), “в июне рынок новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России продолжил демонстрировать значительное оживление. Суммарные продажи показали положительную динамику впервые с 2009 года, рост продаж составил +45%”. Но если смотреть не на эту “черкизовскую” статистику, а на показатели 2008-го — предкризисного — года, то рынок в сравнении с ними за июнь упал на 34,5%. Но в “черкизовском” порыве большинство продавцов нарисовали себе отменные показатели роста, скромно сравнив цифры с провальным, прошлым годом, когда уже мало кто покупал себе новые машины.

 

Лидер прироста по черкизовской математике — Ford. У него продажи подпрыгнули до отметки +115% (9804 проданных авто), а на самом деле продолжили с тихим шелестом снижаться до -49% (в 2008 году они продали в июне 19 230). Похожий молодец Nissan +58% (6105), в действительности упавший как раз на эти самые -58% (14 589). Освоил черкизовский метод и Jaguar. На виду у него +50% (90), а в действительности печальные –55,7% (203).

 

Примечательно, что часть фирм не то чтобы сильно ушли от истины, просто они чрезмерно ласково обозначили скорость падения. Mazda, например, заявила за июнь -46% (1926), а на самом деле у нее –73,2% (7196). Истинную скромность продемонстрировала Mitsubishi. В отчете за этот июнь здесь -9% (3703), а в сравнении с прекрасным самочувствием двухлетней давности это падение на –70,7% (12 622). Также скромничает Chevrolet с минусом в -2% (10 435), хотя у него все упало на –52,5% (21 966). Зато даже с таким невзрачным результатом Chevrolet находится на верхней строчке рейтинга приличных фирм.

 

Но есть и те, кому полегчало по-честному. У KIA истинный рост +17,4% (в 2008 году фирма реализовала 8558 авто), хотя корейцы считают по-другому: рост +91% (май нынешнего года — 10 050 машин). Хорошо дела идут у Skoda: +11,6% при заявленных +104%. И совсем замечательно у Citroёn. Официальный рост за июнь +11% (1368), хотя на самом деле +45,7% (в 2008 году хозяев нашли 939 машин этой марки). А самая парадоксальная картина у Hummer. За июнь марка вроде бы потеряла -45% (76), а на самом деле поднялась на +85,4% (41).

 

В премиальном сегменте стабильности больше, Черкизона меньше. Mercedes заявил рост +76% (1667), хотя и упал на небольшие -8% (1812), BMW обозначила +67% (1988), но на самом деле подросла на 13,4% (1753), Audi объявила +29% (1807), которые, если по-честному, +8.3% (1668), что тоже хорошо. Теперь уже окончательно ставший китайцем премиальный самозванец Volvo гордо отметил рост +94% (983), но в действительности грохнулся на -71% (3384).

 

Ну а в самом низу, как и полагается, смущают своими неудачами завсегдатаи коммерческого дна из большой американской тройки. Jeep при заявленном падении -41% (19) лег на дно с показателем –93,2% (278), Chrysler, продавший за июнь всего 6 машин, выразил это цифрой в -79%, хотя на деле все –95,3% (129), а Dodge при обозначенных -74% (11) получил честных –97,1% (377).