9224

Встречный удар

Видеокамерам дали больше прав
Государственная дума приняла в третьем чтении очередной пакет репрессивных поправок против водителей. Авторы все те же — председатель думского Комитета по госстроительству Владимир Плигин и его боевой зам Александр Москалец.
Изображение Встречный удар

Основанием для принятия поправок послужила инициатива президента страны. Дмитрий Анатольевич Медведев предложил упразднить норму, позволяющую водителю хоть немного выпить за рулем. Согласно логике гаранта, в крови водителя не должно быть даже сотой доли промилле.

 

И вот что интересно. Пару лет назад депутат Москалец, взгромоздившись на думскую трибуну, ратовал за допустимые 0,3 промилле в водительской крови, а спустя два года с той же трибуны заявляет, что тогда его якобы неправильно поняли и абсолютная трезвость шофера — норма жизни. Вот пример если не политической проституции, то умелого следования политической конъюнктуре.

 

Однако изъятием промилле из автомобильного обихода законопроект не ограничился. Пользуясь случаем, господа Плигин и Москалец ухудшили положение многомиллионной водительской братии по целому ряду сторон автомобильной жизни.

 

Так, лишиться прав (никакой альтернативы в виде штрафа) с 20 ноября можно будет за выезд на трамвайные пути встречного направления. За разворот через сплошную линию разметки штраф увеличивается многократно — до 1500 рублей. В несколько раз — до 500 рублей — возрос штраф за тонированные стекла. И, наконец, апогей законотворческой мысли — 5000 рублей собственник транспортного средства выложит в том случае, если камера, работающая в автоматическом режиме, зафиксирует выезд записанного на него автомобиля на встречную полосу.

 

О последней новации стоит сказать особо. Авторы законопроекта начиная с 2007 года с завидным упорством посягают на краеугольный камень Конституции РФ — презумпцию невиновности. Эта норма есть и в уголовном процессе, и в административном. И вот что получается. При обвинении и в убийстве, и в шпионаже, и в краже кошелька (уголовное преступление), и в нарушении паспортных, таможенных, экологических и иных правил и норм (административное правонарушение) следователь, прокурор, работник милиции должен доказать вину гражданина: где, когда, с кем и при каких обстоятельствах что совершил. А последний не обязан оправдываться и сочинять легенды. На дороге же, и только в том случае, если деяние зафиксировала камера, применяется принцип не правового, а полицейского государства — презумпция виновности. По показаниям камер собственнику автомобиля (редакции журнала, сельской администрации, горбольнице, бабушке — ветерану труда, дедушке — инвалиду войны) автоматически приходит квитанция о штрафе. Даже правовое управление Госдумы, вынося несколько лет назад заключение на законопроект о применении видеофиксации нарушений ПДД, подчеркнуло, что наказание будет выноситься заведомо невиновному — собственнику автомобиля. Более того, постановление о штрафе в данном случае выносится без свидетелей, прокуроров и адвокатов, без обвиняемого — то есть без общепринятых процедур.

 

В Конституции РФ страны имеется также статья 19, согласно которой все граждане равны перед законом и судом независимо от пола, возраста, рода занятий и тысяч других параметров. В нашем же случае получается, что собственника транспортного средства поставили в наихудшие обстоятельства по отношению к собственнику самолета, моторной лодки, охотничьего ружья. Там надо доказать, кто стрелял или нарушал правила судовождения. А в истории с видеокамерами — не надо!

 

Вот если бы г-н Плигин и компания предложили полностью убрать из административного законодательства презумпцию невиновности, то это было бы хоть как-то понятно, а ученые на этой коллизии защитили бы десятки диссертаций. Сейчас же — просто грубое нарушение Конституции в пользу придорожных милиционеров.

 

НАШ ЭКСПЕРТ

 

Леонид ОЛЬШАНСКИЙ, вице-президент “Движения автомобилистов России”:

 

— Авторы этого законопроекта не только в очередной раз посягнули на принцип презумпции невиновности, но и поставили эскалацию репрессий против водителей во главу своей законотворческой работы. Но привели ли репрессии против моторизованных россиян к искомому результату? На недавно состоявшихся в Госдуме парламентских слушаниях по законопроекту депутата Геннадия Гудкова один из выступавших привел умопомрачительные цифры: за минувший год на водителей и собственников транспортных средств было составлено 55 млн. административных протоколов. Следовательно, репрессии не помогают, народ игнорирует ПДД по-прежнему.