Отличный Variant

Его именем называется целый класс компактных городских автомобилей. Из поколения в поколение модель совершенствовалась, усложнялась ее техническая часть. Так как же зарекомендовал себя Golf 4 в российских условиях?

Модель была запущена в производство в сентябре 1997 года, и несмотря на то что просматривалось большое сходство с Golf 3, Golf 4 являлся не глубоким рестайлингом, а самостоятельной моделью, построенной на новой платформе А4, на которой концерн производил и такие машины, как VW New Beetle, Skoda Octavia, Audi A3, Audi TT, SEAT Leon, SEAT Toledo. «Четвертый» имел с ними немало общих узлов и агрегатов.


Семейство Golf четвертого поколения довольно разнообразно. Собственно говоря, сам Golf 4 выпускался как трех- и пятидверный хетчбэк. Универсал, поступивший в продажу в мае 1999 года, традиционно назывался Golf Variant. Седан, вставший на конвейер в сентябре 1998 года, носил имя Bora (для американского рынка — Jetta) и отличался иными внешними кузовными деталями. Bora Variant отличался от Golf Variant элементами передней части кузова. А Golf Cabrio являлся, по сути, предыдущей моделью, то есть Golf 3, перенесшим фейслифтинг в стиле Golf 4.


Базовая комплектация могла похвастать как минимум двумя подушками безопасности, ремнями безопасности с пиротехническими натяжителями, ABS, электрическими стеклоподъемниками и зеркалами. В дополнение к «базе» также были представлены три основных пакета: Comfortline, Trendline и Highline. С сентября 1999 года можно было заказать систему курсовой устойчивости ESP. На более поздних вариантах довольно часто можно встретить не только боковые подушки безопасности, размещенные в спинках передних сидений, но и оконные. В итоге — одни из лучших показателей в классе по безопасности пассажиров.


Широкую линейку двигателей открывает мотор объемом 1,4 литра и мощностью 75 л.с. Любителям прокатиться с ветерком этот агрегат явно не подойдет. Чтобы не выбиваться из потока, его постоянно приходится крутить, что, соответственно, сказывается на ресурсе. Следом за ним идет 8-клапанный 1,6-литровый двигатель мощностью 100 л.с. и 105-сильный вариант с 16 клапанами. Эти моторы — самые распространенные для Golf 4, они же признаны и самыми удачными. Двигатель может пройти без серьезных вмешательств более 300 000 км. Главное — вовремя менять масло, следить за его уровнем и не перегревать мотор. Из характерных «болячек» стоит выделить течь антифриза через растрескавшиеся пластиковые патрубки системы охлаждения и корпус термостата.


С тем же литражом выпускали и мотор FSI мощностью 110 л.с. Он имеет непосредственный впрыск и не очень приспособлен к нашим условиям эксплуатации. Основные проблемы этого двигателя в России приходятся на топливную аппаратуру, которая нередко выходит из строя из-за некачественного бензина, а стоимость устранения неполадок намного выше, чем на моторах с распределенным впрыском.


Мотор объемом 1,8 л представлен в двух вариантах: атмосферный выдавал 125 л.с., а турбированная версия — 150 и 180 л.с. Безнаддувный вариант может претендовать на роль довольно динамичной машины, особенно с механической коробкой передач. С турбиной же довольно легкий Golf до «сотни» разгоняется чуть больше чем за 8 секунд. Но и риск при покупке турбированной версии довольно велик (цена новой турбины — около $1000), да и стоят такие экземпляры в достойном состоянии недешево. Ведь владельцами турбоверсий были, как правило, далеко не пенсионеры. Главное правило при эксплуатации этих моторов — не глушить двигатель после динамичной езды, дав таким образом остыть турбине. А еще лучше сразу установить турботаймер. Ну и почаще производить замену масла.


Двигатель объемом 2 литра (115 л.с.) — довольно неприхотливый и надежный. Особенно если не забывать о замене ремня ГРМ и помпы каждые 90 000 км. Моторы V5 2,3 (150 л.с.), VR5 2,3 (170 л.с.), V6 2,8 (204 л.с.) и VR6 3,2 (240 л.с.) наделяют Golf 4 отменной динамикой и удовольствием от вождения. Но за удовольствие надо платить. Эти силовые агрегаты более сложны и дороги в ремонте, хотя и имеют довольно приличный ресурс. Появляются они в продаже, как правило, когда приходит время серьезных ремонтов.


Были в модельной гамме и дизельные версии. Все — объемом 1,9 литра. Самый слабый «атмосферник» SDI имел всего 68 л.с., а версии TDI — 90, 101, 110, 115, 130, 150 л.с. Эти агрегаты оснащены насос-форсункой, обладают завидным ресурсом, экономичностью и экологичностью. Но все это достигается при использовании высококачественного топлива, которого в России пока нет. Дизель имеет смысл брать в том случае, если мотор в отличном состоянии, с небольшим пробегом и будущий хозяин планирует большие годовые пробеги.


На Golf 4 предлагались 5- и 6-скоростные механические коробки передач и 4- и 5-скоростные АКП. Последняя могла похвастать функцией ручного переключения скоростей. Все «коробки» достаточно надежны. На механической КП иногда разбалтывается рычаг переключения передач. «Лечится» это в большинстве случаев заменой механизма переключения (около $160 с работой). На многих «коробках» с мотором 1,6 литра нередко наблюдается затрудненное включение первой передачи. Масло в «механике» рекомендуется менять каждые 90 000 км, а замена сцепления зависит от стиля езды и опыта сидящего за рулем. Средние же показатели — 120 000–200 000 км.


В «автоматах» менять масло необходимо каждые 60 000 км, причем заливать только рекомендованное заводом. Но здесь есть свои нюансы. При покупке необходимо узнать у продавца, с какой периодичностью он менял масло в АКП. Оно заменяется не полностью, а частично, так как новое в большинстве случаев, обладая высокими моющими свойствами, растворяет старые отложения и выводит коробку из строя. Если пробег автомобиля большой, масло не менялось, а коробка работает исправно, то лучше не менять. Во многих специализированных сервисах вообще говорят, что масло залито на весь срок службы.


Начиная с 1,8-литрового мотора опционно можно было заказать полный привод 4 MOTION. В версиях с мотором 2,8 литра и R32 он был уже в базовой комплектации. Полный привод делает Golf 4 чрезвычайно устойчивым на скользкой дороге и дарит незабываемые впечатления от вождения. Обратная сторона этих модификаций — сложность обслуживания и высокая стоимость запчастей, касающихся элементов полного привода. К тому же такие аппараты берутся первым владельцем не для поездок в булочную, и на вторичном рынке они появляются, как правило, либо сильно изношенными, либо очень дорогими.


Кузов Golf 4 без преувеличения можно назвать эталонным в своем классе. Благодаря оцинковке производитель дает 12-летнюю гарантию от сквозной коррозии. Сколы краски до металла, пережившие несколько московских зим, не дают повода для появления ржавчины. Все кузовные панели подогнаны идеально, а зазоры между элементами минимальны. В результате — практически полное отсутствие аэродинамических шумов на любой скорости. Так что если перед вами машина со следами коррозии, то скорее всего она побывала в аварии и была некачественно восстановлена. Единственным недостатком является примерзание дверей в проемах при переходе температуры через 0 °С. Производитель даже выпускал специальную смазку, что немного облегчало проникновение в салон, который по-немецки строг и комфортен для своего класса. Множество регулировок позволяет найти правильное положение за рулем водителю любого роста. Центральная консоль а-ля BMW развернута в сторону водителя. Из эргономических просчетов — неудобство пользования климатической установкой. Она вне поля зрения водителя, приходится отвлекаться на кнопки во время движения. В комплектациях с механическим управлением «климатом» такой проблемы нет.


Электрика не доставляет особых хлопот. Хотя нередко выходит из строя моторчик заднего «дворника». Может закиснуть трапеция переднего стеклоочистителя. Многие пытаются ее смазать, но это либо не помогает, либо помогает временно («лечится» заменой трапеции — в среднем $100 с работой). Также может выйти из строя выключатель стоп-сигнала, находящийся в педальном узле. Часто перед выходом из строя он зажигает различные контрольные лампы на приборной панели, относящиеся к системам стабилизации и торможения, но сам работает. При полной поломке гаснут сигналы торможения. При наличии АКП вдобавок к «стопам» блокируется селектор коробки — и авто обездвиживается. Чтобы не вызывать эвакуатор, можно попробовать скинуть фишку с выключателя, скорее всего селектор разблокируется. Стоимость выключателя — $15, работы по замене — $10. На автомобилях, выпущенных до середины 2001 года, часто наблюдались дефекты стеклоподъемников.


Ходовая часть большинства Golf 4 имеет простую конструкцию, она надежна, недорога в обслуживании и довольно комфортна для своего класса. Передняя подвеска — «Макферсон», а в задней могли быть варианты. На переднеприводных версиях применялась простая Н-образная балка, а при наличии полного привода устанавливалась многорычажная подвеска, усложняющая и удорожающая обслуживание. Износ подвески напрямую зависит от стиля вождения и скорости прохождения ям. Первыми дают о себе знать стойки и втулки стабилизатора — в среднем каждые 50 000–60 000 км. Но стоимость запчастей и работ копеечная — порядка $60 за все. При активной езде к 150 000 км пробега могут «умереть» амортизаторы ($150 с работой). Остальные элементы подвески в среднем служат более 100 000 км. Передние колодки (в зависимости от стиля езды) «ходят» 20 000–30 000 км, а диски — 80 000–90 000. Задние колодки «живут» порядка 60 000–70 000 км.



&



ЦЕНЫ НА GOLF В ПРИЛИЧНОМ состоянии начинаются в среднем от 250 000 рублей за машину 1998 года с мотором объемом 1,4 литра в базовой комплектации и заканчиваются около отметки в 450 000 рублей за аппарат конца 2003 года, находящийся в отличном состоянии, оснащенный 2-литровым мотором, АКП и массой дополнительных опций.



ЭКСКУРС



VW Golf первого поколения увидел свет летом 1974 года. Свое название автомобиль получил в честь теплого океанического течения. Оснащался моторами объемом от 1,1 до 1,8 литра (50–112 л.с.). Наряду с «механикой» предлагалась АКП. Был представлен в кузовах 3- и 5-дверный хетчбэк, седан и кабриолет. Имел редкий в то время передний привод. Произведено 6,8 миллиона штук.


В августе 1983 года был представлен Golf 2, сохранивший основные пропорции предыдущей модели. Автомобиль стал шире и длиннее. Имел моторы от 1,0 до 1,8 литра (45–160 л.с.). Опционно предлагался полный привод SYNCRO. Версия Country помимо полного привода имела увеличенный дорожный просвет, лонжеронную раму и понижающую передачу. Произведено 6,3 миллиона штук.


В августе 1991 года появилось третье поколение. Под капот устанавливали моторы объемом от 1,4 до 2,9 литра (55–190 л.с.). Гидроусилитель руля — в базовой комплектации. Значительно повышена безопасность пассажиров при ДТП с помощью усиленного каркаса с энергопоглощающими зонами и травмобезопасной рулевой колонкой. Первый в своем классе автомобиль с серийно устанавливаемыми подушками безопасности для водителя и переднего пассажира и ABS. Всего выпущено 4,8 миллиона автомобилей.


С 1997 по 2003 год было выпущено 4,3 миллиона «четвертых» Golf.


Golf 5 был представлен в сентябре 2003 года. Автомобиль получил новые моторы с непосредственным впрыском топлива и заднюю многорычажную подвеску. Новый кузов стал просторней, увеличена его жесткость. Гамма моторов — от 1,4 до 3,2 литра (75–250 л.с.). Новые коробки DSG. Серийно устанавливаются BAS, ESP.


В 2008 году свет увидел Golf 6. Хотя автомобиль построен на платформе «пятого» Golf, он практически не имеет с ним общих деталей.



VW Golf четвертого поколения сохранил все достоинства своих «предков», добавив комфорта и значительно повысив активную и пассивную безопасность, что несколько усложнило бортовую электронику, которая иногда дает сбои. В остальном же высокая надежность и отличная ремонтопригодность в сочетании с демократичными ценами на запчасти делают автомобиль одним из лучших вариантов в классе для приобретения на вторичном рынке.



ПРИМЕРКА



Представленный на фотографиях Volkswagen Golf 4 Variant 1,6 2003 года выпуска с пробегом 119 000 км находится в России с 2008 года и за это время сменил двух хозяев. У нынешнего владельца автомобиль меньше года.


Перед покупкой производилась комплексная экспертиза автомобиля, которая подтвердила отличное состояние и отсутствие крашеных деталей. Износ мотора на момент проверки — около 20% (при пробеге 115 000 км). Требовалось заменить треснувший шланг вентиляции картера и устранить течь термостата.


Владелец доволен машиной и в ближайшее время не собирается ее менять.


Похожие варианты, находящиеся в достойном состоянии, сегодня продаются по цене 350 000–400 000 рублей.



СКОЛЬКО СТОИТ ($)



Регламентные работы


Замена масла и фильтра в двигателе (каждые 10 тыс. км)  -  100


Воздушный фильтр  -  20


Топливный фильтр  -  20


Замена масла в АКП  -  120


Комплект свечей зажигания  -  50


Замена тормозной жидкости  -  50


Комплект ГРМ  -  170



Ремонт


Замена колодок (передних/задних)   -  20/30


Замена подшипника ступицы


(передний/задний)   -  50/50


Замена бензонасоса   -  70


Замена турбины   -  150



Запчасти


Колодки передние  -   35–90


Диск тормозной передний   -  60


Амортизатор передний   -  70–150


Подшипник ступицы (перед./задн.)  -  70/50


Расширительный бачок  -   20


Турбина  -  1000


Трапеция стеклоочистителя   -  60