“Кто больше ездит, тот больше и платит!”

Введение “двойного налогообложения” автомобилистов теперь стало делом времени. Вчера глава Минфина Алексей Кудрин сообщил о победе своего ведомства: и премьер, и президент одобрили новый вариант пополнения бюджета — повысить акцизы на бензин и при этом не отменять транспортный налог.

Вице-премьер Сергей Иванов не так давно заверял, что в случае роста акцизов на топливо транспортный налог будет отменен. Расходы владельцев транспортных средств должны определяться количеством потребляемого топлива, объяснил тогда чиновник. Но прошло около месяца, как в правительстве заговорили об “убийстве двух зайцев” — и акцизы на бензин повысить, и транспортный налог не отменять. В качестве компромисса Минфин предложил снижение средних ставок транспортного налога в два раза начиная с 2011 года.


До последнего не было понятно, одобрят ли идею на самом верху: в этом, судя по заявлениям представителей Минфина, сомневались и ее инициаторы. Однако вчера Алексей Кудрин вышел к журналистам победителем. “Накануне мы вместе с главой Минтранса доложили наши предложения президенту, они были одобрены. Принято решение о создании Федерального дорожного фонда, который будет аккумулировать средства на создание и строительство дорог”, — заявил Кудрин. Основным источником его пополнения, по его словам, станет постепенное — на 1 рубль в год — повышение акцизов на ГСМ.


— Много это или мало? — задался вопросом хранитель бюджета. — Цены на бензин растут и так. Например, за прошлый год — на три рубля. То есть повышение акцизов не будет основной причиной подорожания бензина. Тут больше влияния оказывают мировые цены на нефть и нефтепродукты. К тому же продавцов ГСМ могут “попросить” не задирать цены сразу, а постепенно.


Рост инфляции из-за увеличения акцизов Кудрин отрицает. Однако транспортная составляющая есть практически в каждой продукции, продаваемой на территории России. Игорь Левитин это признает: увеличение ставки акциза на топливо, по его мнению, приведет к росту конечной цены продукции на 0,4—0,6%.


Непопулярные среди автолюбителей меры Кудрин защищает традиционно: амбициозная программа дорожного строительства, принятая до кризиса, оказалась слишком дорога. На бездефицитный бюджет мы сможем выйти только к 2015 году, а до этого придется пройти путь повышения налогов и снижения расходов. Одного транспортного налога на данном этапе стало мало, а потенциал роста акцизов, по Кудрину, в три раза выше. “Кто больше ездит, тот больше платит, — вывел формулу министр. — Адекватно? Да!”


Как компромисс — базовая ставка транспортного налога будет снижена в два раза. Дальше дело за регионами, которые могут “колдовать” над базовой ставкой по собственному разумению. Например, по предложению Минфина, и вовсе отменять налог для владельцев авто мощностью до 150 лошадиных сил. “Каждый регион примет решение, что для него важнее: направлять больше денег на содержание дорог от транспортного налога или сокращать для населения издержки на содержание автомобилей”, — объяснил Кудрин. При этом он надеется, что региональные начальники не будут выжимать из автолюбителей по максимуму. Но стимулов для этого, отвечая на вопросы журналистов, так и не назвал.


Контроль за расходованием средств будет двусторонним, надеется его коллега Левитин: “Регионы будут “следить” за федерацией, а мы — как они исполняют планы”. Если все это вдруг сбудется, он обещает 85% “нормативных” дорог вместо 35%.