Большая перемена

Вслед за всевозможными рейтинговыми агентствами «PricewaterhouseCoopers» (PwC) обнародовало свое вполне аналитическое, хотя и несколько запоздалое видение итогов полугодия и ближайших перспектив отечественного автомобильного рынка.

Представители PwC сообщают, что к концу первой половины 2010 года рынок отечественных легковых автомобилей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 3% в количественном выражении и на 9% — в денежном. Характерно, что рост продаж в сегменте российских брендов вызван в первую очередь государственной программой утилизации. При этом наибольший рост отмечается все же в сегменте иностранных автомобилей российского производства.


Кроме того, сотрудники PwC «порадовали», что средняя цена автомобиля, продаваемого в России, выросла за полгода на 7%. В первую очередь это связано с укреплением курса рубля и почти полным отсутствием скидочных программ у автодилеров. Однако цена среднестатистического авто могла оказаться еще выше. Оказывается, рост этого показателя притормозили небогатые покупатели, предпочитающие отечественные автомобили и недорогие иномарки.


Большинство аналитиков считают, что госпрограмма по утилизации оказалась успешным проектом. По результатам первого этапа правительство решило удвоить объемы программы. На начало июля выдано около 214 000 сертификатов. Продано около 150 000 автомобилей. По прогнозам Минпромторга, в 2010 году все 400 000 сертификатов будут выданы, однако эксперты предполагают, что всего по программе успеют продать около 230 000 авто. Около 75% проданных по утилизационной схеме машин приходится на продукцию ВАЗа.


Любопытно, что программа утилизации, финансируемая государством, больше всего прибыли приносит самому государству. Так, при реализации программы государство получает дополнительные отчисления НДС, платежи в фонды медицинского и социального страхования и пенсионный, «лишние» суммы налога на прибыль, акцизы и таможенные сборы на импорт автокомпонентов.


По данным Минпромторга, в рамках программы утилизации государство на каждый вложенный рубль получает полтора рубля в виде дополнительных налоговых отчислений. С оживлением авторынка «зашевелилось» и автокредитование. Так, по сравнению с 2009 годом существенно снизились ставки. Классический автокредит сроком до 5 лет сейчас можно получить по ставке около 14% годовых. Хотя доля машин, продающихся в кредит, не достигла предкризисных показателей, когда каждое второе авто продавалось в кредит, этот показатель растет значительными темпами от месяца к месяцу. За первое полугодие 2010 года подано около 170 000 заявок на получение льготного кредитования (2/3 ставки рефинансирования), из них удовлетворено 76 000 заявок. За период с февраля 2010 года кредитов выдано больше, чем за весь 2009 год.