ГИБДД и капуста

И это, пожалуй, единственный положительный аспект в распоряжении правительства №1174-р

Хотя нет, есть и другие приятные новости. Например, ГАИ обяжут публиковать данные о ДТП с водителями, получившими права в конкретных подразделениях. Правда, эта информация станет иметь смысл только в том случае, если свет увидят не просто цифры числа попавших в аварии, а в отношении к числу получивших права. Но главное, что благодаря упомянутому распоряжению за подписью самого Путина В.В. сбылась голубая гаишная мечта об абсолютно законном способе отъема денег у населения в особо крупных размерах. И теперь миллионам кандидатов в водители придется изыскивать совсем не лишние тысячи рублей, чтобы стать обладателем заветной водительской “корочки”. Хотя даже имеющиеся в наличии 50 000—60 000 деревянных на учебу не гарантируют ее получение.


Нормальные герои всегда идут в обход


“МК” уже не раз писал о том, как, якобы заботясь о проблеме повышения подготовки водителей, придорожные милиционеры решили в обязательном порядке оснастить все автошколы дорогостоящим оборудованием — от гигантских компьютеризированных автодромов до аппаратных комплексов психофизиологического тестирования курсантов. На поставках этой техники озолотятся и ее производители, и посредники. Но это еще не беда. Беда в том, что реально новомодная аппаратура ни в какой степени не способна повлиять на качество обучения. И к тому же приведет к резкому, в разы, сокращению числа автошкол по всей стране, включая Москву.


Поначалу гаишная новация была вроде бы похоронена стараниями общественности, прокуратуры и антимонопольного ведомства. Но, как известно, нормальные герои в походе за баблом всегда идут в обход. И доблестные повелители свистков и полосатых волшебных палок нашли выход из положения. Ребята в погонах решили заставить автошколы раскошелиться под видом заботы об общественных интересах. Другими словами, поставить частный капитал на государственную службу. И в конце июля свет увидело упомянутое выше распоряжение правительства.


Если коротко, суть его в том, что государство берется повысить качество и доступность своих услуг и процедур по приему экзаменов, только если негосударственные учебные заведения оснастят себя многомиллионным оборудованием. То есть, грубо говоря, в экзаменационных подразделениях ГАИ исчезнут очереди, если автошколы потратят деньги. Бред какой-то! И при чем здесь качество обучения? К тому же возникает вопрос: а если автошколы откажутся от вменяемых им закупок и просто уйдут с рынка, что, государство не будет повышать качество своих услуг по приему экзаменов и выдаче прав?
Поэтому давайте для начала разберемся, как на практике должна выглядеть госзабота о кандидате в шоферы. Да очень просто! Гражданин, получив на руки свидетельство об окончании автошколы, должен иметь право в течение установленного времени обратиться в любое МРЭО (личным визитом, по телефону, по почте, в том числе электронной) и согласовать дату и час экзамена, который должен состояться не позднее двух недель со дня обращения. При этом соискатель водительских корочек, прибыв к назначенному времени, не должен ждать ни минуты, но и не опаздывать, разумеется. Но обо всем об этом в распоряжении правительства — ни слова. Зато открыты новые лазейки для личного бизнеса придорожных милиционеров.


НАШ ЭКСПЕРТ


Ольга НИКОНОВА, президент Ассоциации юношеских автомобильных школ России:


— Анализ этого распоряжения позволяет говорить о том, что его основная цель — продавливание требований по наличию в автошколах дорогостоящих технических средств обучения. Документ не предусматривает решения главного вопроса, без которого нельзя повысить качество и доступность квалификационного экзамена, — увеличение численности экзаменаторов до требуемого уровня. В ЕС экзаменатор принимает в день 5—7 экзаменов по вождению в реальных, не автодромных условиях движения, поскольку тестирование длится от 45 до 90 минут. В России же один экзаменатор принимает от 30 до 60 экзаменов в день. В итоге даже при сомнительной норме на проведение испытания в 20 минут, принятой у нас, его продолжительность реально не превышает 5—7 мин. К тому же в условиях сокращения численности МВД будет сокращена и численность экзаменаторов. То есть ДОБДД откровенно не заинтересовано в установлении нормативов по европейскому образу и подобию.


Приказано раскошелить!


И вот уже правительство принимает план, по которому обязанность автошкол выбросить на ветер миллионы будет прописана в Законе РФ “О безопасности дорожного движения”. Вводится такой механизм “добровольной” аккредитации автошкол, при котором аккредитоваться можно, только располагая собственным автодромом и другими дорогостоящими примочками. Между тем требования к учебно-материальной базе автошкол ограничивает никем еще не отмененный Закон РФ “Об образовании”. И согласно ему этот вопрос каждое образовательное учреждение решает самостоятельно. А приказ Минобрнауки, подписанный в начале 2009 года и требовавший от автошкол дорогостоящих покупок, был отменен, повторимся, после вмешательства ФАС, поскольку нарушал условия добросовестной конкуренции на рынке образовательных услуг.


НАШ ЭКСПЕРТ


— Оснащение автошкол супертехникой не может повысить качество подготовки водителей потому, что качество определяется уровнем требований, предъявляемых на квалификационном экзамене. А технические средства обучения позволяют только ускорить процесс достижения заданного уровня умения управлять транспортным средством. Так что предложенные ГИБДД и поддержанные правительством страны новации приведут лишь к разрушению системы подготовки водителей, поскольку автошколы не в состоянии вынести финансовую нагрузку, которую эти решения накладывают на них.


Не обманешь — не поедешь


А все дело в том, что ДОБДД фактически ввело в заблуждение правительство страны. Предложенные департаментом решения сформированы на основе ошибочных представлений о причинах низкого качества подготовки водителей. Причина ошибок — в отсутствие научного обоснования предлагаемых решений. Гаишники до сих пор не хотят (или в силу шор в виде погон — не могут) понять, что автошколы плохо готовят водителей не потому, что не могут сделать этого лучше. Просто в том нет необходимости — все выпускники, так или иначе, получают права. Поэтому, чтобы улучшить качество подготовки, необходимо повысить требования, предъявляемые на экзамене. А вот их-то ведомственные милицейские ученые не предлагают.


Зато видят панацею в пресловутых автодромах, на которых в скором времени ГАИ начнет принимать (и кое-где уже принимает) первый этап практического экзамена (так называемая площадка). Однако подобная практика, как показывает статистика ДТП, не оказала положительного влияния на качество подготовки водителей. Более того — ухудшило его. Ведь теперь инструкторы по вождению стали использовать время, отведенное для обучения вождению в реальных условиях движения, для отработки упражнений на автодроме! Что же касается второго этапа экзамена (город), то тут дела обстоят совсем плохо — отсутствуют требования, выполнение которых позволяет оценить готовность водителя к участию в дорожном движении. Объективные способы оценки не применяются и отрицаются ДОБДД, а субъективные методы требуют от экзаменаторов высокой квалификации экзаменаторов. Поскольку ее нет — коррупция цветет пышным цветом.


НАШ ЭКСПЕРТ


— Чтобы реально повысить качество госуслуг при приеме экзаменов и выдаче прав, не надо обременять автошколы бесполезными автодромами. Давайте просто увеличим численность экзаменаторов до уровня, при котором экзамен будет продолжаться столько времени, сколько необходимо для качественной оценки умения кандидатов в водители безопасно управлять авто. Но поскольку, как уже было сказано, численность экзаменаторов государство увеличить не может, нужно, как и в случае с инструментальным контролем, передать функции проведения экзаменов некоммерческой саморегулируемой организации — коллегии экзаменаторов, аккредитованной при МВД. При этом экзаменатором может быть только человек, прошедший специальное обучение, а не любой гаишник, как сегодня. И главное — надо как можно скорее разработать современную методику проведения квалификационных экзаменов. Но не силами ГАИ. Нужна рабочая группа при правительственной комиссии по БДД с привлечением гражданских ученых, практиков, общественности.

КСТАТИ

Распоряжение правительства предусматривает разработку “порядка установления требований к техническим средствам контроля для проведения экзаменов”. Однако порядок этот уже существует! Согласно ему сегодня любой производитель должен получить технические требования к заказываемому той или иной структурой оборудованию. Затем изготовить его и, получив “добро” Ростеста, свободно им торговать. Мудреная же фраза из правительственного документа предусматривает появление специально аккредитованных (очевидно — при ДОБДД) компаний, которым будет предоставлено эксклюзивное право поставок техники в учебные заведения. По эксклюзивным же, как вы понимаете, ценам.


Вызывает изумление и другой пассаж высокой бумаги. Речь о “формировании федерального учета лиц”, закончивших автошколы. Однако для создания подобной базы нужно, чтобы свидетельства об окончании автошкол имели единый образец. И печатать его сможет только одна, аккредитованная при ДОБДД коммерческая структура. Комментарии, как говорится, излишни. Можно только добавить, что базу данных по водительским удостоверениям автоинспекция создавать не хочет. Наверное, потому что этот проект не принесет ни копейки левых денег. А тот факт, что база “по правам” в отличие от базы “по выпускникам” сможет реально повлиять на аварийность в стране, коммерсантов в погонах не интересует…