3846

Плюхи от бляхи

В начале лета в Самаре я попал в ДТП с пострадавшими. В машине был единственный свидетель, но он уехал в длительную командировку в Хабаровск и не может дать показания. Сотрудник ГАИ, которому я принес письменные показания своего свидетеля, заявил, что без личного участия свидетеля в рассмотрении дела он не имеет права принимать его показания. Как быть?
Поделиться
Автор
Виктор Травин

Президент Коллегии правовой защиты

Изображение Плюхи от бляхи

В начале лета в Самаре я попал в ДТП с пострадавшими. В машине был единственный свидетель, но он уехал в длительную командировку в Хабаровск и не может дать показания. Сотрудник ГАИ, которому я принес письменные показания своего свидетеля, заявил, что без личного участия свидетеля в рассмотрении дела он не имеет права принимать его показания. Как быть?  Андрей РОДНОВ.



Действительно, как разъяснил Пленум Верховного суда РФ в постановлении от 24 марта 2005 г. №5, нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений свидетеля, которому не были предварительно разъяснены его права и обязанности, предусмотренные целым рядом статей КоАП РФ и российской Конституцией.
Это значит, что письменные показания вашего свидетеля (которому должностное лицо не разъяснило его права и обязанности), несомненно, могут быть приобщены к материалам дела, но вряд ли будут использованы как доказательство чего-либо.


Между тем разрешить конфликт интересов можно довольно просто: необходимо подать в ГАИ письменное ходатайство о проведении опроса свидетеля по месту его пребывания. При этом в ходатайстве следует подробно описать, какие обстоятельства может прояснить свидетель и как они могут повлиять на исход дела.


Удовлетворив такое ходатайство, сотрудник ГИБДД может направить, например, участковому оперуполномоченному сотруднику милиции по месту пребывания свидетеля определение об опросе свидетеля с перечнем вопросов, подлежащих выяснению.


Сотрудник милиции, получив определение, обязан будет опросить свидетеля, предварительно разъяснив ему его права и обязанности, что позволит использовать объяснения свидетеля уже как допустимое доказательство.



Инспектор ДПС остановил мою машину якобы за превышение скорости, мотивировав тем, что на улице туман, а значит, ехать я имею право не больше 40 километров в час. Видимость между тем была нормальная, разрешенную на этом участке дороги скорость — 60 километров в час — я не превышал. Кто из нас прав?  Сергей ЛЕНКОВ.



Правила дорожного движения не возлагают на водителя обязанность в условиях тумана снижать скорость именно до 40 километров в час, если иное не установлено временными дорожными знаками. В соответствии с пунктом 10.1 Правил дорожного движения “водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил”.


Это значит, что безопасную скорость в условиях, в частности, тумана вы должны выбирать сами.


Таким образом, не будет являться нарушением движение со скоростью, не превышающей ограничения, установленного, например, знаками. Иными словами: если разрешенная скорость движения установлена не более 60 километров в час и дорожные условия (в частности — туман) позволяют безопасно вести транспортное средство именно с этой скоростью, движение с такой скоростью не будет являться нарушением.



Я собрался покупать подержанный автомобиль и попросил знакомого инспектора ДПС пробить его по всем базам: не угнан ли, не находится ли в залоге у банка… Но инспектор сказал, что может проверить его только по базе розыска. Неужели ГАИ так беспомощна?  Андрей ЩИТОВ.



Увы, надежного механизма выявления автомобилей с криминальным прошлым и настоящим на стадии его приобретения не существует.


До тех пор, пока Ассоциацией российских банков не будет создана единая база кредитных автомобилей, из которой каждый покупатель имел бы возможность накануне совершения покупки выяснить, не приобретает ли он кредитный автомобиль (принимая на себя обязательства по выплате банку кредита), от приобретения такого автомобиля уберечься едва ли возможно.


Нерастаможенный автомобиль тоже далеко не сразу может проявить свою криминальную судьбу. И надежного механизма выявления нерастаможенных автомобилей в преддверии покупки тоже не существует.


Можно рассчитывать лишь на то, что вы не приобретете автомобиль, на который службой приставов-исполнителей наложен арест: такой автомобиль в органах ГИБДД по заявлению его владельца (продавца) просто не снимут с учета.


Однако гарантированно можно уберечь себя от приобретения автомобиля, на котором (если он был ранее похищен) изменены маркировочные обозначения. То есть автомобиля, который невозможно будет зарегистрировать в органах ГИБДД или — того хуже — придется вернуть его законному собственнику, ставшему жертвой угонщиков. Для этого перед покупкой необходимо с копией ПТС (продавец вряд ли отдаст оригинал) обратиться к дилеру, занимающемуся продажей именно такой марки автомобилей, с просьбой выяснить: выходил ли за ворота автозавода вот такой автомобиль, вот именно с таким набором цифр в маркировке двигателя и кузова? Ведь после хищения автомобиля его маркировочные обозначения, как правило, кустарным способом изменяются (перебиваются) и в совокупности уже не могут соответствовать обозначениям, нанесенным заводом-изготовителем.


Если выяснится, что автозавод не выпускал за свои ворота автомобиль именно с таким, как указано в ПТС, набором цифр в маркировке, будьте уверены: перед вами — похищенный автомобиль…



Многие водители в последнее время в условиях ограниченной видимости включают помимо противотуманных фар еще и “аварийку”. Это не противоречит ПДД?  Сергей НОГОВИЦКИЙ.



Термина “ограниченная видимость” Правила дорожного движения пока не содержат. Он вводится в ПДД лишь с 11 ноября 2010 года и будет раскрыт как “видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами”.


Правила дорожного движения содержат лишь аналогичный термин — “недостаточная видимость” (то есть видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки). А пункт 19.7 ПДД в условиях недостаточной видимости обязывает включать только задние противотуманные фонари.