Мелочь, а «приятно»!

Как-то выпала в последнее время тема автострахования из фокуса внимания прессы.

Однако на фоне такой тиши да благодати ежедневно кто-то впервые в жизни попадает в автостраховой переплет, с удивлением открывая для себя запутанный мир юридических уловок и хитросплетений правил игры компаний.


Изучая рекламу любой страховой компании, прямо-таки хочется верить, что вот наконец-то нашлась сила, готовая за достаточно гуманную сумму прикрыть тебя буквально от всех бед, помочь, если запутался, поддержать, коли оступился… И раз в голове появились такие мысли — значит, маркетологи и рекламщики не зря едят свой хлеб, ибо страховой бизнес, как и любой другой, создается как средство зарабатывания денег, а не как служба спасения. Именно поэтому, чтобы получить со страховщика причита­ющееся по договору, очень часто требуется изрядное количество свободного времени и крепких нервов. Подавляющее большинство компаний-страховщиков в своих типовых договорах страхования создают лазейки для законного увиливания от выплат клиентам.


Например, после ДТП человек получает в своей страховой компании возмещение ущерба по КАСКО в виде наличных денег и сам организует ремонт своего авто. Через какое-то время он опять попадает в аварию, вновь идет в отдел выплат страховой компании и неожиданно получает отказ в компенсации. Оказывается, после самостоятельного ремонта он должен был представить машину на осмотр эксперту компании, только после этого действие полиса возобновилось бы. Такого рода нюансы обычно оказываются закопанными глубоко «в недрах» договора страхования, а обращать на них внимание клиента ни один психически здоровый агент не будет. Еще один способ поменьше выплачивать клиенту касается лакокрасочного покрытия. Как обычно, мелким шрифтом в договор вписывается пунктик, что повреждения ЛКП элемента кузова не оплачиваются, если на момент заключения договора на нем имелись повреждения. А к таким повреждениям сотрудники компании-страховщика относят все — вплоть до мельчайшего скола от камешка из-под колес соседа по потоку. В результате клиенту компания чинит «металл», а покраска… Извините, уважаемый, но это за ваш счет, все согласно договору!


В правилах практически всех страховщиков декларируется удобная для клиента возможность: при ущербе, не превышающем 5% стоимости авто, получить возмещение без предоставления справки из ГАИ. Но на деле это работает лишь в случае, когда клиент сам повредил свое авто. Если повреждения получены в ходе столкновения с другим транспортным средством, которое не скрылось с места происшествия, то без справки из группы разбора никаких выплат вам не видать. Мирно разойдясь с коллегой-аварийщиком, вы нарушили священное право страховщика требовать возмещения ущерба у виновника ДТП.


Другая маленькая хитрость, применяемая страховыми компаниями, — затягивание ремонта автомобиля клиента. Чем дольше машина «на приколе», тем меньше риск, что она в течение срока действия полиса вновь попадет в ДТП. Чаще всего именно это соображение влияет на темпы согласования всех нюансов ремонта авто между сервис-центром и страховщиком.


Когда человек понимает, что доступные ему законные средства добиться от страховой компании причитающихся ему денег исчерпаны, остается единственный выход — обращаться в суд. И не стоит обольщаться: если вы не являетесь квалифицированным юристом, шансов на победу не так уж и много. Для пользы дела лучше всего обратиться к адвокату, причем к тому, который специализируется на судебных делах именно из сферы автострахования. Услуги хорошего специалиста, как правило, недешевы. Но ведь в судебный иск можно включить и требование к ответчику (страховой компании) возместить все судебные расходы, включая «цену» адвоката. Определившись с кандидатурой юриста, нужно посвятить его во все нюансы и предоставить все имеющиеся в распоряжении бумаги. Нельзя скрывать никаких мелочей, даже не самых красивых.