Чисто английское удобство

Пока в Москве спорят, что же оптимальнее — автобусы с турникетами или маршрутки с наличным расчетом, область успешно решила проблему перевозок пассажиров. Подмосковная Коломна пошла своим путем, отказавшись сразу и от турникетов, и от расчетов налом.

— Все гениальное просто, — рассказывает замгендиректора автоколонны 1417, входящей в состав ФГУП “Мострансавто”, Максим Павлов. — Деньги у нас заменили пластиковые карты, “электронные кошельки”, как мы их называем. Пассажиры свободно, без очереди садятся в автобус и — никаких “зайцев”!..


В мире немало разных систем оплаты проезда на транспорте. Например, в Чехии можно купить билет на полчаса или час — и в течение этого времени он действителен на любом городском виде транспорта, хоть на дирижабле, если они летают над Златой Прагой…


Суровые англичане предпочитают пластиковые карточки с встроенным в них микрочипом. Там содержится вся информация о платежеспособности пассажира: сколько средств на счету, каким маршрутом пользовался в предыдущие поездки, денежный баланс. Легким движением руки он подносит “электронный кошелек” к терминалу (специальному устройству в автобусе), и если остаток позволяет ему поездку, выскакивает квиток. В нем указано, сколько средств снято со счета и сколько еще осталось. Ни тебе турникетов, ни очередей.


Эту же систему взяли на вооружение и в подмосковной Коломне.


Все, как при входе в столичную подземку. Для полного с ней сходства можно было бы отказаться и от билетов. Но на наземных маршрутах часто дежурят контролеры, а им вынь да положь проездной документ...


— Очень удобно, — рассказывает сотрудник коломенского предприятия “Дорстандарт” Федор Ручнов. — Мне по роду занятий приходится много разъезжать по городу и благодаря карточке переездов совсем не замечаю. Главное — периодически пополнять счет. Раз в неделю кладу около 250 рублей, но, повторяю, езжу очень часто.


Его мы повстречали на Коломенском городском автовокзале, где он как раз и пополнял счет у аппарата, внешне очень похожего на банкомат. В разных частях города 12 таких устройств. Валерий признается, что после его родной Коломны каждая поездка по Москве вызывает у него массу негативных эмоций, только и думаешь, где, в каком ларьке сначала купить проездной билет. А потом при посадке еще постоять в очереди. Ведь проездной документ сначала нужно “правильно” взять в руки (штрихкодом от себя, а если билет с магнитной полоской, он постоянно путается, с какой стороны она должна быть), затем попасть в прорезь кассового аппарата, что удается не сразу. Кроме того, в кармане должна болтаться пара горстей мелочи — сдачи у водителей часто не бывает.


Нет, Коломна, к счастью, лишена такого “удовольствия”!


В автоколонне мне рассказали, что воспользоваться именно такой системой взаиморасчетов их заставила сама жизнь. Когда-то давно (еще пару лет назад) у них на городских рейсовых автобусах также стояли турникеты, и в часы пик посадка-высадка занимала по 10—15 минут на каждой остановке. О каком графике движения могла идти речь?! Ругань, брань, давка…


В маршрутных такси (они тоже входят в состав автоколонны) с пассажирами рассчитывался водитель. Это, во-первых, тоже задержка движения, а во-вторых, часть денег (и немалую!) водители без зазрения совести клали себе в карман, попробуй проверь, сколько пассажиров он перевез за день.


Теперь ситуация изменилась с точностью до наоборот. Водитель теперь вообще не имеет дело с налом, а собираемость финансов увеличилась… на 40%!


Встал законный вопрос: куда девать этот денежный поток? На предприятии решили, что его необходимо увеличить, так сказать, приумножить.


Пластиковые карты в городе имеют около 52 тысяч жителей, практически весь город — за исключением тех, кто пользуется личным авто или ездит совсем уж редко. Под “электронные кошельки” оборудовано 77 маршруток марки “Мерседес-спринтер” и 39 автобусов большой и особо большой вместимости на 15 социальных маршрутах.


Дальше больше — автоколонна расширила круг клиентов за счет школьников.


— Теперь родители знают, что если они покупают ребенку пластиковую карточку и кладут на нее деньги, то школьник сможет их использовать только на проезд. Ни сигарет, ни пива не купит. Кстати, детям предусмотрена скидка — 15 руб. вместо 22, которые они бы платили, не будь “клиентами” автоколонны.


Дальнейшую идею увеличения пассажиропотока подсказали сами родители школьников. Если на пластиковую карту можно положить деньги для проезда, то можно ли туда же класть деньги на питание ребенка в школьной столовой? А почему нет? Микрочип — великая сила, и ему все равно, что запоминать и обсчитывать: количество остановок или стоимость пирожков в буфете. Зато родители теперь спокойны: на их деньги отпрыски не “сникерсы” покупают и жвачки, а нормальное полноценное питание!


Так ноу-хау изменило привычки в городе, изменило и саму колонну 1417.


— Переход на безналичку позволил нам укрепить дисциплину труда, организацию поездок, — считает Максим Павлов. — Заступая на смену, водитель получает свою флэш-карту, которой в автобусе запускает оборудование. В конце рабочего дня обратная операция: в диспетчерской он скачивает с флэшки итоговые данные: сколько рейсов совершил, сколько перевез пассажиров, сумма выручки. Это позволяет нам контролировать ситуацию на маршрутах, где-то в часы пик добавлять транспорт, а где-то уменьшать…


Словом, и впрямь все гениальное — просто!