2717

Окна роста

Процесс оживления отечественного автомобильного рынка, начавшись весной, затухать, судя по всему, в ближайшее время не собирается
Процесс оживления отечественного автомобильного рынка, начавшись весной, затухать, судя по всему, в ближайшее время не собирается. Это дало повод экспертам автомобильного рынка анализировать его качественные составляющие и строить достаточно долгосрочные прогнозы в этой сфере.
Изображение Окна роста

Так, агентство «Автостат» довело до всех желающих собственную точку зрения на происходящее. Согласно его данным, итог первого полугодия 2010 года — рост рынка продаж до 737,3 тыс. штук. Ведущую роль тут сыграли машины отечественных марок (рост продаж составил 19%). Иномарки же остались в минусе по отношению к прошлому году (4,8%).


В соответствии со спросом произошло увеличение производства автомобилей, которое по итогам полугодия выросло на 68,7% (489 тыс. штук). Любопытно, что производство иностранных легковушек за это время в России увеличилось на 85%, а отечественных — лишь на 53,3%. Рост сборки иномарок на территории РФ замещает их импорт. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года за прошедшее полугодие в страну импортировано на 4% больше авто.


В целом емкость российского рынка новых легковых автомобилей за первое полугодие, по расчетам экспертов агентства, составила $17,5 млрд., а средняя цена автомобилей в долларовом эквиваленте выросла на 5,4% по сравнению со средней ценой за 2009 год и составила $22,3 тыс.


Определившись с насто­ящим положением вещей, эксперты «Автостата» попытались ответить на вопрос: что же ожидает отечественный рынок легковых авто завтра? Они разработали два основных сценария развития событий. Первый (оптимистичный) предполагает, что никакой финансовый шторм в ближайшее время не затронет российскую экономику. «Подушка безопасности» населения в виде накоплений на счетах будет плавно «перетекать» в дорогостоящие товары, в том числе и автомобили. В этом случае в текущем году на российском рынке будет продано порядка 1,75 млн. новых автомобилей, что на 22% выше прошлогодних показателей. Эта цифра в прогнозе могла быть еще выше, поскольку спрос несколько опережает предложение. Однако это вряд ли возможно, поскольку автомобилей в достаточном количестве в автосалонах попросту нет.


Согласно «хорошему» сценарию, в 2011 году уровень продаж новых автомобилей превысит отметку в 2 млн. машин, а в 2013 году вплотную приблизится к рекордному уровню 2008 года (2,6–2,8 млн. штук). Если в российской экономике не произойдет никаких катаклизмов, то в 2014 году на внутреннем рынке может быть реализовано более 3 млн. автомобилей и Россия догонит ведущий европейский авторынок — немецкий.


Пессимистичный же сценарий учитывает макроэкономические риски, предполагающие замедление темпов восстановления мировой экономики и снижение цен на энергоресурсы. Поскольку рост экономики не принял устойчивого характера, сворачивание мер госстимулирования окажет негативное влияние и на авторынок. В этом случае прогноз на 2010 год предусматривает такой объем рынка — 1,65 млн. машин. В 2011 году положительный рост составит всего 6–7% — до 1,75 млн. машин, а уровень в 2 млн. будет достигнут лишь в 2012 году.


Что же касается ближайшей перспективы, то до конца текущего года уровень продаж на рынке ожидается примерно равным июньскому с небольшими колебаниями в обе стороны.

КСТАТИ СКАЗАТЬ...


Сегодня в России прослеживается тенденция существенного увеличения доли иномарок российской сборки. Если в прошлом году они обеспечили менее четверти внутреннего рынка, то уже в этом году ожидается, что доля этого сегмента вырастет до 34–35%. К 2012 году на долю иномарок, собранных в России, будет приходиться уже более 40% рынка, а к 2014 году они займут почти половину (46–48%) от общего объема реализации новых автомобилей.