Skoda быстрого реагирования

У «Skoda» такая длинная история, захватившая целых три века, что в ней долгой страницей торчит даже тяжкий период принудительного социализма, во многом до сих пор омрачающий имидж марки.

Поэтому до сих пор нечаянно подозревают фирму в некоторой вторичности за спиной VW, в кальке и шаблонах, а также в излишней простоте. На самом деле все наоборот. «Skoda» — форпост VW, идущий впереди с новейшими платформами, спортивным задором и только с тем модельным набором, который выбирает сама компания. Это чехи строят себе автомобили с опорой на инструментальные закрома немцев, а не VW диктует «Skoda», что именно ей делать. И немцы очень даже рады такой самостоятельности и готовы помочь.


Два года тому назад «Skoda» решила открыть новое направление — департамент безопасности автомобилей и завести себе новое подразделение — группу быстрого реагирования. Немцы на это только и сказали: у вас своя специфика, другие дороги, иные водители и вы правильно делаете, что открываете эту тему. И чехи тут же стали выезжать на ДТП. Как только где-нибудь в аварию попадает автомобиль марки «Skoda» возрастом до пяти лет, к нему тут же наперегонки с остальными службами выезжают две машины мобильной группы. Их задача — собрать на месте все данные об аварии, отсканировать (в прямом смысле слова) местность, после чего разобраться в причинах и последствиях ДТП. А поскольку эта резвая группа — составная часть целого департамента, то даже пожарные на место аварии приезжают после комплексной подготовки на «Skoda». А чтобы люди точно знали, где у машины аккумулятор, как перекрыть бензин и как сподручней подобраться к пострадавшим, «Skoda» постоянно занимается их обучением, что является одним из направлений деятельности департамента безопасности автомобилей. За два года группа выехала на 300 аварий. Кстати, важный момент: перед тем как приступить к работе, «спасатели» обязательно спрашивают у пострадавших разрешения. Если люди сопротивляются, никто не настаивает.


Все собранные данные идут в копилку знаний фирмы. Потом из них моделируется ситуация, выясняются не только обстоятельства, но и такие параметры, как психиатрическая составляющая участников, предпринимается попытка постичь причину и выяснить, условно говоря, почему один водитель повернул руль, а второй в это время лишь жал на тормоз.


Еще одна важнейшая особенность работы департамента — воспитание детей и перевоспитание родителей. Для малышей создан интернет-портал с развивающими играми, где дети в самой что ни на есть увлекательной форме постигают правила сосуществования человека и автомобиля. А поскольку далеко не все родители знают эти правила, «Skoda» пытается исправить ситуацию и дрессирует взрослых: учит правильно класть багаж, чтоб ребенка не убило чемоданом, устанавливать детское кресло, пристегивать тельце, а также пугает их страшными роликами краш-тестов с летающими по салону макетами пластмассовых трупов.


Немцы тут же наладили обмен информацией и присылают свои методики и достижения, а чехи шлют им результаты своей работы.


В начале сентября информации у чехов накопилось столько, что возникла необходимость поделиться уже не только со специалистами, но еще и с прессой, несущей знания в народ. Для этого на полигоне под Млада-Болеславом был проведен Skoda Safety Day — День безопасности «Skoda». А чтоб всех проняло, чехи провели полноценный краш-тест. Они воспроизвели ситуацию реальной аварии, для чего в стоящий Superb направили несущийся со скоростью 90 км/ч Yeti.


Смотреть на это невыносимо. Вроде бы предупреждали и готовили, тянули время, настраивая приборы и нервную систему, вели синхрон, объясняя происходящее, но когда в одну новенькую красавицу влепился другой новенький автомобиль, сердце все равно оборвалось. Причем Yeti ехал бесшумно, со стороны даже неторопливо, светило и пригревало солнце, а потом все с грохотом оборвалось. Удар, Yeti подбросило, Superb отнесло в сторону, и машины замерли в осколках и растекающемся масле. Подушки раскрылись, обломки улеглись, манекены откинулись в креслах, к поверженной технике подъехала группа быстрого реагирования и пожарные. Судя по их неспешности, манекенам врач был уже не нужен. Показалось, что вздрогнули все. И как-то очень грустно окинули взором место массовой гибели техники, явно по-новому осознавая скоротечность событий, неуправляемость ситуации, миг, обрывающий все.


Закрепляя эффект, «шкодовцы» перешли к семинарам, подробно рассказав и показав все направления работы департамента безопасности автомобилей. Инженеры и менеджеры с большим чувством, переходящим в фанатизм, говорили о своих делах и о последствиях этих дел, учили пристегивать детей, задавали вопросы журналистам, демонстрировали приборы и компьютерные программы, а потом для наглядности выкатили еще один Superb и грохнули все его подушки и занавески, устроив в новенькой машине пиротехническую разруху. При этом на показательное выступление преднатяжителей они позвали добровольца. Таковой нашелся и уже через секунду пожалел о своем избыточном любопытстве. Сработавший преднатяжитель схватил крепко и властно, размяв тело массажем в непривычных местах. Остальные подушки срабатывали без людей и все равно потрясли очевидной сноровкой, настойчивостью и решительностью.


Самый интересный вопрос организаторам Skoda Safety Day прозвучал под занавес: чем именно департамент уже помог производству? Ответ порадовал: ничем. Деятельность нового подразделения подтвердила, что все делается правильно. А вот как это «правильно» улучшить, департамент подскажет, поднакопив статистику.