Агрессия металла

На фоне страшных аварий последних месяцев, число жертв которых подчас исчислялось десятками, издевкой выглядели ежемесячные, ежеквартальные и полугодовые отчеты ГАИ о непрекращающемся снижении числа ДТП в стране и погибших-раненых в них людей.

А в том, что они как минимум замедлились, свидетельствуют даже приукрашенные гаишные цифры. Скажем, за семь месяцев этого года в стране случилось 107 923 аварии. На 2,7% меньше, чем в году прошлом. Однако в 2009-м снижение числа ДТП к тому же периоду 2008-го было куда весомее — 6,8%. Точно так же обстоят дела и с погибшими, и с ранеными. В 2009-м снижение по этим показателям составило -12% и -5,1% соответственно. А в этом году, по сравнению с прошлым, просто беда: -10,6 и -2,2.


В ночь на 23 августа на федеральной трассе “Дон” столкнулись грузовик и рейсовый автобус. Автобус вылетел на полосу встречного движения, где врезался в еще один грузовик. В результате аварии пострадали 15 человек.


А с детским дорожным травматизмом вообще дело швах! За указанный период число аварий с участием цветов жизни вырос на 2 процента, хотя до этого шло чуть ли не десятипроцентное снижение этого страшного показателя.


10 сентября пьяный водитель сбил насмерть двух 12-летних школьниц в поселке Эльбан Хабаровского края. От полученных травм девочки скончались.


То есть все говорит о том, что российский автовладелец, оправившись от шока драконовских наказаний, сегодня вновь предпочитает ездить агрессивно, игнорируя ПДД и чужие жизни. И то, что ситуация довольно критическая, не отрицают даже высокопоставленные сотрудники ГИБДД:


— Сегодня необратимых процессов с устойчивой тенденцией к снижению аварийности, увы, не наблюдается, — дипломатично характеризует ситуацию начальник УГИБДД ГУВД Московской области Сергей СЕРГЕЕВ. — И тому есть вполне объективные причины, среди которых главная — продолжающийся рост автопарка на фоне нехватки и неудовлетворительного состояния улично-дорожной сети. А вроде бы высокие штрафы бодро съедает инфляция, и потеря даже пяти тысяч рублей за пренебрежение ПДД уже не кажется среднестатистическому автовладельцу большой бедой…


И если не брать в расчет особенности национального менталитета, с удовольствием подтверждающего известный тезис о том, что строгость российских законов легко и с лихвой компенсируется их всеобщим неисполнением, то генерал, безусловно, прав. И извечная российская дорожная проблема, безусловно, провоцирует рост ДТП. Например, Москва, согласно последним исследованиям, занимает четвертое место в мире среди гигантских мегаполисов по затрудненности движения. При этом у нас самые гигантские пробки и, как следствие, одни из самых агрессивных водителей (по последним показателям впереди только Китай). Невозможность точно рассчитать время поездки на работу, переговоры, в аэропорт, да и просто в театр заставляют наших водителей нарушать, гнать, подрезать. Растет уровень стресса и раздражения, да так, что сосед по потоку, группа людей на тротуаре, пешеход на “зебре”, мешающие лихо проскочить, сэкономив секунду-другую, становятся настоящими врагами. А в итоге острейшей нехватки улиц, развязок, трасс, магистралей — смятые багажники и крылья, убитые и покалеченные люди. Но если учесть, что дорожное хозяйство нам вроде бы пообещали привести в порядок лет через десять, можно с полным основанием утверждать, что в ближайшие годы страну ждет резкий всплеск аварийности.


15 сентября в Кызыле (столица Тувы) “ВАЗ-2109” сбил четырех учителей, переходивших улицу по пешеходному переходу. Женщины погибли на месте ДТП.


— Число ДТП у нас примерно в 1,5 раза превышает общую численность транспортного парка, причем в последние годы явно прослеживается тенденция повышения агрессивности в поведении водителей, — замечает по этому поводу начальник ДОБДД МВД РФ Виктор КИРЬЯНОВ.


Но есть и другая, не менее глобальная причина всеобщего шоферского пофигизма — дорожное неравенство. И речь не только о пресловутых “синих ведерках”. Неприкасаемых на дороге куда больше. Это милиционеры, следователи, прокурорские и судейские работники. Депутаты всех уровней, разномастные районные и областные начальнички. Да и просто люди при деньгах.


— При этом, — размышляет лидер Федерации автовладельцев России Сергей КАНАЕВ, — любому россиянину известно, что любой вопрос с милиционером, дознавателем, следователем можно решить через взятку. Что же касается дел дорожных, то, по нашим исследованиям, до 70% штрафов идут в инспекторский карман. То есть водитель, нарушая, отлично знает, что всегда и от всего можно откупиться — и за выезд на встречку, и за сбитых им людей. Резонансная авария на Ленинском — лучшее тому подтверждение. А там, где коррупция цветет пышным цветом, о повышении БДД говорить не приходится. Поэтому новый виток роста аварийности — явление, увы, закономерное. Бороться с ним можно только при верховенстве закона и неотвратимости наказания. Реально ли добиться этого в том обществе, в котором мы сейчас живем, где понятия выше закона?..


И ситуация выглядит просто катастрофически. По сути, у власти сегодня есть только одно оружие против нарушителей ПДД — очередное ужесточение автомобильных глав КоАП РФ. Однако до бесконечности задирать штрафы, особенно перед выборами, невозможно. И это отлично понимают и во властных структурах:


— Я всегда выступал против бездумного повышения штрафов и иных санкций против водителей и собственников транспортных средств, — говорит заместитель председателя комитета по безопасности Госдумы РФ Геннадий ГУДКОВ. — К тому же уже сегодня видно, что политика ужесточения КоАП особых результатов не принесла. Решать вопрос надо строительством дорог, повышением качества подготовки претендентов на права, жесткими антикоррупционными мерами...