Столица стоит и будет стоять

Два последних дня Москва стоит в огромных заторах. Эксперты констатируют наступление очередного транспортного коллапса. Гаишники и чиновники кивают на дождь. А что или кто виноват на самом деле?

Законы организации движения в столице больше не работают. Какая магистраль встанет в следующий раз — не берется спрогнозировать никто.

Кто бы, к примеру, мог подумать, что в ничем не примечательный день, 20 октября, в вечерний час пик нельзя будет попасть с окраины в центр? Магистрали от Третьего кольца до Садового в направлении центра стояли намертво.

По наблюдениям специалистов, утреннее движение 20 октября было обычным. В середине дня, с 13 до 15 часов, был первый необычный рост заторов, и около 17.40 он резко увеличился. В 18.20 пробки достигли уровня 8 баллов (10 баллов, к слову, случается 1—2 раза в год, обычно перед самым Новым годом).

Мучительнее всего пришлось автомобилистам на Садовом кольце. Невзирая на гаишную систему “Старт”, которая, по идее, должна обеспечивать пусть медленное, но постоянное движение машин, кольцо замерло с 17 до 23 часов. Плотно стоял и весь центр города. Почти целиком стояло Третье кольцо, за исключением небольшого количества участков.

Трудно было выбраться и из центра города. Ясно, что вечером ситуация на дорогах уже давно не бывает благополучной. Если утром стоят все трассы, но по Садовому кольцу до 10 часов можно ехать свободно, то вечером и центр плохо двигается, и радиальные магистрали. Но не настолько же!

— Дождь всегда затрудняет движение из-за увеличивающегося количества мелких аварий, — говорит аналитик сервиса “Яндекс-пробки” Леонид Медников. — Дмитровское шоссе и Ленинский проспект двигались более-менее свободно. На этих трассах ДТП не было.

Еще один интересный факт, подмеченный специалистами: чем плотнее пробка вокруг съезда на шоссе в районе Садового и Третьего колец, тем свободнее движется само это шоссе — потому что машинам трудно с колец попасть на него. “Это подтверждается не очень большими пробками на радиальных трассах вечером 20 октября, когда Садовое и Третье кольца целиком стояли до 22 часов, — комментирует Леонид Медников. — Сейчас каждый день идет плавный рост пробок. Город будет плотно загружен до ноябрьских праздников. С 4 по 8 ноября (в выходные, а также в первый рабочий день) ожидается передышка. Очередной коллапс будет во время первого снегопада. И традиционно Москва встанет в две предновогодние недели. Особенно если будет идти сильный снег”.

— От очевидного не уйдешь: транспортный коллапс в Москве уже давно, — говорит профессор МАрхИ, член Общественной палаты Вячеслав Глазычев. — И будет до тех пор, пока на месте пересадочных узлов стоят торговые центры, а дворы и дороги выполняют роль перехватывающих парковок.

Согласно последним исследованиям транспортников, проблемным в целом является центр города, Садовое и Третье кольца. Самые пробочные — восточные трассы города. Постоянно простаивают шоссе Энтузиастов, Рязанский и Волгоградский проспекты, а также Щелковское шоссе. Наиболее свободно западное направление, причем легче всего двигаться по новому Звенигородскому шоссе.